Услышать первые слова ребенка — радостное событие в каждой семье. Что нужно сделать, чтобы малыш заговорил как можно раньше? Общайтесь с ним с первых месяцев рождения — это один из способов сделать его жизнь более интересной и насыщенной.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В освоении речи малыш проходит несколько стадий:
- 2—3 месяца — ребенок начинает «агукать», издает первые звуки,
- 5—7 месяцев — звуки становятся более отчетливыми,
- 7—9 месяцев — малыш начинает лепетать, повторяя одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «да-да-да»,
- 9 месяцев — с этого времени ребенок вкладывает в произносимые им звуки определенный смысл: «ляля», «баба», «дай»,
- 1 год — в словаре малыша до 10 простых слов,
- 2 года — строит правильные фразы из 3—4 слов,
- 3 года — хорошо и много говорит, читает наизусть стихи,
- 4 года — ребенок строит сложные предложения, употребляет предлоги,
- 5 лет — использует все части речи, произносит все звуки, речь связная,
- 6 лет — речь ребенка хорошо развита, в ней встречаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.
Правильной и образной речи, как и другим навыкам в детском возрасте, нужно учиться. А если это будет в форме игры, с положительными эмоциями, ребенок быстро освоит речь.
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
С первых дней жизни воркуйте, ласково разговаривайте с малышом. Он будет улавливать пока только вашу интонацию, не понимая смысла сказанного. И в то же время у него будет накапливаться словарный запас, а ближе к году ребенок воспроизведет слова, которые слышал много раз.
Не коверкайте слова. Малыш может называть предметы как угодно, по-своему, но от родителей он должен слышать только правильное произношение. Например, булочку малыш называет «бука». А вы ему мягко в ответ: да, это булочка. Со временем ваше чадо обязательно усвоит, как нужно говорить.
Развивайте мелкую моторику рук. Все дело в том, что в головном мозге центры, которые отвечают за развитие речи и двигательную активность кисти, находятся рядом. Соответственно, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем быстрее и лучше он усвоит речь. Знакомьте малыша с разными игрушками и предметами: мягкими, резиновыми, деревянными, шершавыми, пупырчатыми и др. Разрешите ему запустить руку в миску с макаронами, фасолью, гречкой. Для развития мелкой моторики педагоги рекомендуют малышам рисовать (для самых маленьких есть пальчиковые краски); разминать пластилин, тесто, глину и лепить из них что-нибудь; складывать мозаику; завязывать узлы на толстых и топких веревках; пальчиковые игры, конструкторы.
Озвучивайте свои действия. Собираясь на улицу, говорите малышу: «Сейчас пойдем гулять». Доставая одежду, комментируйте свои действия и показывайте каждую вещь: «Будем одеваться. Вот курточка, шапочка, ботинки». Пришло время обеда: «Сейчас будем есть суп». Так ребенок быстрее узнает название действий и постепенно запоминает новые слова.
Озвучивайте свои действия. Собираясь на улицу, говорите малышу: «Сейчас пойдем гулять». Доставая одежду, комментируйте свои действия и показывайте каждую вещь: «Будем одеваться. Вот курточка, шапочка, ботинки». Пришло время обеда: «Сейчас будем есть суп». Так ребенок быстрее узнает название действий и постепенно запоминает новые слова.
Разговаривайте с малышом так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Это поможет ребенку понять, как произносится тот или иной звук. Например, корова говорит: «Му-у-у». Покажите, как вы складываете губы и вытягиваете их вперед, произнося звук «у-у-у».
Читайте ребенку книги. Маленькие дети обожают простые ритмичные стихи, книжки с яркими картинками, сказки, познавательные энциклопедии. Читайте ребенку как можно чаще, даже если он постоянно выбирает одну и ту же сказку или стих. Малыш получает удовольствие от процесса, а это — главное. Пройдет немного времени, и он будет цитировать любимое произведение.
Объясняйте значения новых слов. Показывает малыш пальчиком на какой-то предмет, вы его называете, а затем объясняете его назначение. Для этого используйте слова, уже знакомые малышу. Например, говорите: «Это чай. Его пьют», при этом показывайте, как делаете глоток чая.
Не забывайте про глаголы и прилагательные. Называя предмет, охарактеризуйте его: солнышко теплое, ветер сильный, подушка мягкая, молоко белое, книжка интересная. Или с глаголами: собачка побежала, котик спит, ветер дует, идет дождик.
РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ
Ваша задача — заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы ему нравилось узнавать новые слова, для этого используйте различные игры:
- попросите назвать героев из любимой сказки, охарактеризовать их: добрый, красивый, злой, веселый и т.д.,
- задавайте вопросы: «Будешь сок или чай?» «Хочешь яблоко или грушу?», «Пойдем гулять?», «Собака большая или маленькая ?»,
- имитация звуков: пусть малыш изобразит, как лает собака, воет волк, жужжит жук, каркает ворона и т.д.,
- узнавание букв: ребенок в книге или на вывесках на улице показывает знакомые буквы,
- назвать предметы обобщающим словом (например, босоножки, ботинки, тапочки — это обувь),
- угадать предмет по описанию (теплое, ласковое, яркое — это солнце).
Больше говорите, шутите, поощряйте и хвалите малыша. Он должен чувствовать вашу доброжелательность и поддержку, и совсем скоро ребенок станет для вас интересным и веселым собеседником.
Журнал Медицинский офис №216
Автор: Юлия Коробенко
Фото: Яндекс Картинки