Быть руководителем – это значит не только занимать определенный пост, но и быть авторитетом для окружающих. Его уважают, слушаются, ему подчиняются и к его мнению прислушиваются. И не думайте, что работа руководителем – легкий хлеб. Человек, взявший на себя бразды правления, находится в постоянном напряжении: нужно быть в курсе всех событий, контролировать работу подчиненных, нести ответственность за результат их работы и т.д. Такая нагрузка ведет к нервотрепке, цейтноте, авралу и переживаниям за все «косяки». А это все – прямиком к стрессу.
Работа руководителем и здоровье – понятия несовместимые?
Руководители многих современных компаний работают, как правило, в жестких условиях:
- избытка информации;
- дефицита времени;
- ненормированного рабочего времени;
- вынужденного риска;
- постоянного прессинга со стороны подчиненных и высшего руководства;
- одновременного решения ряда разноуровневых задач.
Непрерывное стрессовое состояние приводит к таким неприятностям со здоровьем, как хроническая усталость, мигрень, бессонница и даже нервный срыв. У людей, занимающих важный пост, чаще встречаются так называемые «болезни века»: сердечно-сосудистые, язвенные, онкологические и психические заболевания.
Антристресс: советы руководителям
- Создайте в своем кабинете уголок для комфортного отдыха. Установите звукоизоляционные перегородки, двойные оконные рамы и двери.
- Не используйте ярких, раздражающих цветов в интерьере. Отдайте предпочтение пастельным тонам.
- Грамотно распределяйте работу: утром занимайтесь более творческими задачами, а на конец рабочего дня оставляйте все самое рутинное и не требующее активной мозговой деятельности.
- Не забывайте, что это вы руководите делами, а не они руководят вами.
- Если случилась какая-то неприятность на работе, примите это как факт. Не старайтесь все списать на свой счет и, тем более, на счет своих подчиненных. Вместо этого займитесь спокойным поиском решения проблемы.
Искусство быть руководителем: кто не идет вперед, тот идет назад
Есть еще один верный способ избежать стресса – вовремя предупредить его возможные причины. У хорошего руководителя работа построена так, что и причин для волнения не возникает.
Женский сайт Милалинк постарался сформулировать несколько правил «уравновешенного» руководителя:
- Говоря об итогах негативного прошлого, предлагайте альтернативу на будущее.
- Ясно, четко и конкретно формулируйте свои требования и пожелания.
- Завершайте встречи, совещания и собрания на позитиве. Улыбайтесь, дамы!
- Акцентируйте внимание не на трудностях и угрозах, а на том, что поможет достичь успеха.
- Дайте своим подчиненным немного самостоятельности и свободы.
- Будьте честны и сдерживайте свои обещания. Тогда и от сотрудников сможете требовать ответственности и исполнительности.
- Поощряйте инициативу, а не рубите идеи на корню.
- Обращайтесь к своим подчиненным по именам, а не должностям.
- Признавайте свои ошибки, а не старайтесь свалить их на подчиненных. Даже на карандаше президента есть ластик: все имеют право на ошибку.
- Верьте в своих подчиненных, тогда они поверят и в вас.
Позитивный руководитель – это редкость и необычайный подарок судьбы для любого коллектива. Если у вас получится создать в офисе атмосферу благополучия и доброжелательности, то ваши дела уже идут неплохо. Работа руководителем – это искусство, а оно, как и красота, требует жертв. Но пусть это будут жертвы в плане отказа от некоторых личных амбиций, а не от психологического, физического и духовного здоровья.