Помните известный фильм «Чучело»? Героиня картины приходит в новый 6-й класс, а одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением дают понять, что презирают её... Это наглядный пример ребёнка - изгоя. К сожалению, подобное может быть не только в фильме, но и в жизни. Сердце любого нормального родителя разрывается на части, когда он узнаёт, что его чадо подвергается нападкам сверстников. Что делать, чтобы предотвратить такую ситуацию? Об этом мы поговорили с психологом Мирославой Владимировной ФEДOPЦOBOЙ
- Мирослава Владимировна, почему дети становятся изгоями? Не просто тихими замкнутыми учениками, а мальчиками и девочками для битья?
- Часто в такой ситуации корни идут из семьи, когда кто-то из домочадцев выступает в роли жертвы, позволяет себя унижать, оскорблять, терпит то, что ему не нравится, и не говорит об этом. Также ребёнком-изгоем может стать обычный замкнутый ребёнок, который живёт в «своём мире». Большую роль играет тип темперамента. Дети с меланхоличным типом подвержены нападкам со стороны. Поэтому родителям меланхоликов стоит быть особенно внимательными, отдавая ребёнка в детский коллектив, и помогать ему выстраивать отношения, давать отпор.
- А в каком возрасте обычно начинаются подобные проблемы?
- Они возникают в любом возрасте. Работая с дошкольниками, могу сказать, что предпосылки травли появляются уже в 4-5 лет. Конечно, в это время проще устранить проблему. А именно в подростковом возрасте агрессивное поведение достигает пика и расцвета. В это время у детей возникает потребность завоевать своё место в социуме, и некоторые школьники выбирают лёгкий путь - за счёт кого-то: «Я сильнее, поскольку могу кого-то унизить, высмеять».
- Если ребёнок даст отпор обидчикам, то сможет занять иную роль в классе?
- Чаще всего именно так и происходит: ребёнок даёт отпор, проходит несколько «проверок» и занимает иную роль в классе, в этом случае дети быстро находят новую «жертву».
- Обычно в старших классах у подростков пик жажды самовыражения. Но почему в одном классе парень рокер или репер становится душой компании, а в другом - тем «странным парнем», с которым никто не дружит?
- Несомненно, такие дети вызывают пристальный интерес со стороны сверстников и педагогов. Если рокер или репер уверен в себе, активен, знает себе цену, умеет организовать друзей, то, конечно, за ним пойдут. Ну а если парень решил, что он репер, и ничего не делает для того, чтобы отстоять свою позицию, то роль «странного парня» ему обеспечена.
- Что должен сделать учитель, увидев «особое» отношение к одному из учеников в классе?
- Позиция учителя в классе играет большую роль. Если учитель является авторитетом для учащихся, то он без труда прекратит это «особое» отношение. В первую очередь он должен ко всем одинаково относиться и тем самым подавать пример ученикам. Дети будут бояться потерять уважение учителя, потому травля быстро прекратится. Обязательно нужно проводить беседу с родителями по поводу отношений в семье, дабы исключить унизительное обращение среди родственников.
Дети в своих отношениях повторяют то, что им демонстрируют, взрослые, альтернативой травле являются уважение и взаимопомощь.
- А как должны вести себя родители, чтобы не усугубить ситуацию?
- В первую очередь родителям необходимо поговорить с учителем, чтобы понять его отношение к ситуации. А ребёнок, в свою очередь, должен твёрдо знать, что никто не вправе его унижать, обижать, бить, преследовать, прогибать. Такие установки должны быть родом из детства! И, соответственно, практиковать их нужно дома, в семье. Чаще говорите о том, что вы цените и уважаете его, как личность, обязательно приводите конкретные примеры, за что именно: «Ты отжался 15 раз, молодец, настоящий мужчина!», «Ты сама сшила это платье для куклы? Умница, ты способная!». Таким образом у ребёнка повысятся самооценка и уверенность в себе. А это главная «прививка» против угнетения и издевательств.
- Как ребёнку вести себя в коллективе, чтобы из «аутсайдера» стать пусть не лидером, но хотя бы своим в классе?
- Для начала нужно понять, в чём проблема, почему ребёнка гнобят? Это будет первый шаг к решению вопроса. Ребёнку, который стал аутсайдером, ни в коем случае нельзя: напрашиваться в друзья (это бесполезно), быть агрессивным (это ещё больше укрепит представление о нём как об аутсайдере). И главное - воспринимать себя аутсайдером! Ребёнок не должен сомневаться в себе, терять уверенность в своих силах и способностях. Обязательно нужно развивать свои сильные стороны, чтобы было что противопоставить недостаткам и на что опереться в споре. Пусть ребёнок сконцентрирует своё внимание на том, что он умеет делать лучше всего. «Да, может, я полная, но попробуйте станцевать так, как умею я!». Просто нужно изменить отношение к ситуации, и делать это, не теряя самообладания, не впадая в истерику - тогда обязательно всё получится. Если же ребёнку такое не под силу, можно поменять школу и начать всё сначала, но бесконечно это делать не стоит, а постараться найти друзей в новом коллективе можно. Безусловно, это крайняя мера.
- Если ребёнок был изгоем в школе, значит, он станет неудачником во взрослой жизни?
- Ребёнок, который был изгоем в школе, подсознательно организовывает себе притеснение и в других коллективах. Ситуация будет воспроизводиться до тех пор, пока у него не появится решимость защищать и уважать себя. Возможен и альтернативный сценарий - когда человек, подвергшийся травле в школе, во взрослой жизни фокусируется на своём статусе и становится агрессором по отношению к окружающим. Безусловно, многократно унижаемый ребёнок со временем может озлобиться и начать воспринимать мир как место, где есть только унижение, травля и злоба. И тогда он начнёт видеть агрессию даже там, где её нет, и превентивно нападать, выливать накопленную за детство озлобленность на всех, кто попадётся на его пути, особенно на тех, кто беззащитен и кто напоминает «того плохого парня» из прошлого. Желание отомстить всему миру за своё прежнее несчастье и несправедливость, безусловно, может окончательно разрушить его жизнь. Поэтому детские проблемы необходимо решать в детском возрасте, это всё-равно что переболеть детскими инфекциями - иммунитет вырабатывается на всю жизнь.
Некоторые мнения
(классный руководитель 4-го класса)
«В школах не очень любят афишировать такие темы. С подобными проявлениями борются, но говорить открыто об этом не любят. В моём классе был случай травли ребёнка. Мальчик другой национальности стал объектом притеснения. Мне удалось перебороть это. Как? Проводила беседы, классные часы. Обязательно повторяла групповую норму: «В нашем классе никого и никогда травить не будут. Точка». Очень важно не скатиться до обвинений тех, кто нападал, есть опасность, что бывшие «агрессоры» почувствуют угрозу и уйдут в глухую оборону: «А мы что? Он сам первый начал!». Необходимо найти такие слова, чтобы весь класс почувствовал сложившуюся ситуацию именно как общую проблему, от которой плохо всем. Большой акцент был сделан на литературу. Работа с художественными произведениями, затрагивающими проблемы травли (во время чтения ученики сопереживают, сравнивают себя с героями произведения, которые испытывают страдания). Просмотр кинокартин соответствующей направленности и проведение совместного обсуждения просмотренного (например, просмотр художественного фильма «Чучело» по повести В. Железнякова, автор написал повесть на основе случая с внучкой). Написание сочинений на тему неравенства, угнетения, травли (ученик может выразить своё отношение, прочувствовать проблему)».
(неравнодушный читатель)
«Фильм «Чучело» не сам по себе возник, он снят по одноимённой книге Владимира Железнякова. И это далеко не единственная книга на тему травли, уже есть много современных произведений, более понятных нынешнему подростку, например, книга Ирины Лукьяновой «Стеклянный шарик», Тамары Михеевой «Не предавай меня», Р. Дж. Паласио «Чудо» и ряд других. Полезно читать и обсуждать такие книги в классе, где происходит травля, причём сделать это обязательным, если угодно, проектом».