Потеря слуха из-за травмы или болезни становится тяжёлым испытанием. Ведь от того, как мы слышим, зависят дальнейшая жизнь и многие возможности. А если на свет появляется глухой или слабослышащий малыш, то трагедия захватывает всех членов семьи. К слову сказать, глухота является наиболее распространённой врождённой патологией у новорождённых - она встречается примерно у 1-3 детей из тысячи. Есть ли способ вернуть слух? Об этом наш разговор с врачом-отоларингологом высшей категории Владимиром Васильевичем.
- Владимир Васильевич, в современном мире потеря слуха не роковой приговор, слуховые аппараты давно и прочно вошли в нашу жизнь, они доступны по цене, легки в эксплуатации. Можно сказать, что современная медицина победила такую проблему, как глухота?
- Я бы не делал таких громких заявлений. Да, слуховые аппараты могут помочь, но в определённых ситуациях. Например, при потере способности адекватно реагировать на звуки, которые ранее воспринимались без всяких проблем. При возрастных изменениях, которые приводят к сужению слухового прохода, а также уплотнению барабанной перепонки, при появлении в ушах постороннего шума, который вызывает дискомфорт и неприятные ощущения. Однако при тяжёлой степени тугоухости слуховые аппараты неспособны помочь. Так, если болезнь (или повреждение) затронула внутреннее ухо (в этом случае врачи говорят о нейросенсорной тугоухости), такие устройства, увы, бессильны.
- И ничего нельзя сделать?
- В этом случае на помощь приходит операция - кохлеарная имплантация. Это сложное хирургическое вмешательство на структурах внутреннего уха. Разработкой данного метода учёные начали заниматься ещё в 1970 году. Сначала врачами применялись одноканальные имплантаты, а сейчас в широкое использование вошли многоканальные аппараты, что существенно увеличивает шанс вернуть слух. Кохлеарный имплант состоит из двух частей: внутренней (электрод, который располагается в ухе пациента) и внешней (речевой процессор). Эти устройства соединяются друг с другом посредством двух магнитов, внешняя часть устройства фиксируется на голове человека. Операция обычно выполняется в стационарных условиях под общей анестезией и длится примерно 2-3 часа. Производится небольшой разрез за ушной раковиной, и через сосцевидный отросток во внутреннее ухо вводится матрица электродов в улитку. Устройство в зависимости от фирмы-производителя имеет на своей поверхности от 12 до 24 чипов, каждый из которых отвечает за конкретную частоту звука в очень широком диапазоне - от 250 до 8000 Гц. Речь человека, как правило, находится в диапазоне от 500 до 4000 Гц, поэтому система кохлеарной имплантации позволяет не просто слышать слова, но и распознавать звуки окружающей природы, воспринимать музыку и различать музыкальные инструменты.
- Это просто сродни чуду. А когда человек начинает слышать?
- После проведённой операции пациент ещё не слышит, такая возможность появляется после включения речевого процессора. Обычно это происходит через 20-30 дней после операции - столько времени необходимо для того, чтобы область вмешательства зажила, спал послеоперационный отёк. Только после полного заживления присоединяется наружная часть, и производятся соответствующие настройки устройства. Речевой процессор, который располагается на ушной раковине, направляет специальный сигнал на внутреннюю часть системы. Она раскладывает звук на частоты и отправляет сигнал на соответствующий чип, который стимулирует слуховой нерв и обеспечивает тем самым ощущение звука. С этого момента начинается длительный и сложный период для пациента, нужно набраться терпения и постоянно выполнять рекомендации специалистов - сурдопедагога, сурдолога, дефектолога. Особенно непросто приходится родителям, детям которых была проведена операция. Ведь обычно мама и папа хотят получить результат как можно быстрее! А первые плоды кохлеарной имплантации появляются, как правило, спустя 6-9 месяцев после операции. Всё это время нужно работать, заниматься и тренироваться как дома, так и со специалистами. Иногда это сложно объяснить родителям, но без сотрудничества с врачами, постоянных приездов в центр, в котором проводилась кохлеарная имплантация, результата не будет. Однако если родители выполняют все рекомендации и сами прикладывают усилия, то успех обязательно будет: после полной настройки речевого процессора пациент способен воспринимать шёпотную речь с расстояния 6 м - как и человек с нормальным слухом.
- А каким пациентам в первую очередь показана операция?
- Приоритет отдаётся детям с врождённой потерей слуха (до 2 лет). Чем раньше будет выявлено отсутствие слуха у младенца и предприняты необходимые медицинские меры, тем больше шансов, что он сможет вновь слышать, научится говорить и станет полноценным членом общества. В случае со взрослыми операция показана людям с развитыми навыками речи, которые потеряли слух после травмы или перенесённых инфекций (с высокой степенью двусторонней тугоухости (IV степень) или двусторонней глухотой).
- Вы сказали, операция показана маленьким детям. А если ребёнку 4, 5, 6 лет? Неужели у таких пациентов нет шанса?
- Шанс есть, операция может быть проведена и по прошествии двухлетнего возраста. Однако результаты более успешны именно в младшей возрастной группе. Установка кохлеарного импланта при раннем своевременном лечении обеспечивает практически полную реабилитацию. У детей 4-5 лет, которые с рождения лишены слуха (отсутствуют навыки речи), результат предсказать трудно, но однозначно он не будет таким выраженным, как у малышей. Дело в том, что речевой и слуховой центр формируется до трёхлетнего возраста, и чем старше ребёнок, тем сложнее достичь успеха в развитии речи. Это возможно, но потребуются огромные усилия со стороны родителей и педагогов. Поэтому перед решением вопроса о необходимости проведения кохлеарной имплантации в более взрослом возрасте требуется получить квалифицированную консультацию и пройти обследование у врача-сурдолога.
- С какого возраста возможно проведение операции?
- Имплантацию можно проводить с 12-месячного возраста. Идеальным возрастом является период завершения формирования речи в промежутке от 2 до 3 лет. До момента операции важна диагностика, особенно в первые 6 месяцев жизни. Глухоту можно диагностировать с помощью специального обследования ОПЭ (отоакустическая эмиссия) - тест, показывающий функцию внешних волосковых клеток. Он проводится после рождения и перед выпиской из больницы.
В случае диагностирования потери слуха у новорождённого должна быть сразу начата реабилитация с помощью слухового аппарата. Выбор подходящего устройства осуществляется врачом, при этом необходимо регулярное наблюдение ребёнка опытным аудиологом с оценкой реакции на голос и развитие речи. В случае, если ребёнок не может слышать с использованием слухового аппарата врачи предлагают проведение кохлеарной имплантации.
- А какое обследование необходимо пройти перед операцией?
- Стандартные исследования анализа крови и мочи, а также томографию височной кости, при необходимости - МРТ улитки, внутреннего строения уха и преддверно-улиткового нерва.
- Обычный слуховой аппарат можно снимать на ночь, он не доставляет дискомфорта при отдыхе, а как обстоит дело при установке импланта?
- Внутренняя часть системы кохлеарной имплантации находится во внутреннем ухе, поэтому снять её нельзя. Но она не доставляет абсолютно никакого дискомфорта. А вот речевой процессор снимается, однако именно на нём расположены микрофоны, и как только человек снимает процессор, он перестаёт слышать. Поэтому пациенты, особенно дети, после того как привыкнут к речевому процессору, носят его постоянно, но на ночь, конечно, можно его снять. По размеру речевой процессор больше, чем обычные слуховые аппараты. Это связано с большими элементами питания, которые должны обеспечивать работу не только самого процессора, но и электрода, расположенного во внутреннем ухе. Однако несмотря на это ношение кохлеарного импланта не вызывает проблем ни у взрослых пациентов, ни у детей.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
К сожалению, операция может быть выполнена не во всех случаях. Противопоказаниями являются:
- Аномалии развития внутреннего уха и структур височных костей
- Оссификация (окостенение) ушной улитки после перенесённого менингита
- Невозможно применить общую анестезию при тяжёлых заболеваниях сердца, почек, печени или лёгких.
- Наверняка всех родителей и людей, столкнувшихся с проблемой глухоты, интересует вопрос: могут ли операции выполняться бесплатно? Если нет, какая сумма нужна для её осуществления?
- Кохлеарная имплантация выполняется за счёт средств Федерального бюджета в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, однако в связи с высокой стоимостью аппарата операция проводится в ограниченном количестве и не покрывает реальную потребность. Сегодня в очереди на получение кохлеарного импланта стоит множество детей. В ожидании операции, как вы понимаете, они теряют драгоценное время, отпущенное на то, чтобы научиться говорить и слышать. Единственным выходом для них может стать самостоятельное приобретение устройства, но далеко не все семьи могут себе это позволить - его цена в среднем достигает 30 тысяч долларов. Хотелось бы, чтобы наши российские власти больше времени уделяли подобным вопросам и усилили финансирование отрасли здравоохранения. Помощь Сирии, проведение олимпиад и чемпионатов - это, конечно, хорошо. Но и о простых людях забывать нельзя. Вот тогда, наверное, можно будет сказать, что мы частично победили проблему потери слуха. А пока, к сожалению, нет. Плановая замена внешней части системы (речевого процессора) производится за счёт средств ОМС один раз в пять лет. Замена, как правило, выполняется в том лечебном учреждении, в котором проводили операцию. Внутренняя часть импланта не подлежит замене - пациент пользуется ею на протяжении всей жизни.
ШАГИ К МИРУ ЗВУКОВ
- Шаг 1 Звук в виде звукового сигнала поступает на микрофон и преобразуется в электрический сигнал.
- Шаг 2 Передающая антенна посылает электромагнитный сигнал на антенну-приёмник, расположенную во внутренней части устройства.
- Шаг З Антенна-приёмник передаёт сигналы на микрочип, который декодирует их и посылает на электроды, расположенные внутри улитки.
- Шаг 4 Электроды стимулируют слуховой нерв, который передаёт в мозг информацию о звуках. Мозг обрабатывает информацию и получает возможность «слышать» звуки.