Трагическая судьба Шотландской королевы и через много веков будоражит умы многих — как при таком блестящем начале она могла закончить жизнь на плахе? Грозный рок тяготел над ней или же в определённые моменты её жизни свою роль сыграл неправильный выбор...
РОКОВОЕ РОЖДЕНИЕ
Маленькая, раздираемая войнами Шотландия - яблоко раздора между Англией и Францией, вынуждена с великим трудом лавировать в бурных водах внешней политики двух сильнейших держав. Могущественная и хищная Англия стремилась к поглощению маленького соседа. Французские же короли не только набирали гвардейцев из шотландских дворян, но и себя связывали брачными узами с шотландской королевской семьёй. Мария Стюарт была дочерью шотландского короля Якова V и французской принцессы Марии де Гиз. Кровь Гизов и Бурбонов по линии матери, кровь Тюдоров по линии отца - роковые дары, полученные королевой от родителей. Царский же венец достался ей с колыбели - отец умер через несколько дней после рождения дочери, оставив наследнице престол. И с первой минуты своего рождения маленькая королева стала ставкой в дипломатической игре.
Мария Стюарт в молодости
Регентом её был Джеймс Гамильтон - ближайший родственник Стюартов, поддерживающий влияние Англии, невзирая на войну двух государств. Мать девочки Мария де Гиз, напротив, поддерживала содружество Шотландии с Францией.
Мария де Гиз - мать Мирии Стюарт
В итоге победила Франция, попросив руку малютки королевы для своего дофина Франциска. А приданое ясно какое - всё Шотландское королевство. Шестилетняя крошка переехала в Париж. Французский королевский двор в то время имел репутацию самого блистательного, жизнерадостного, утончённого, элегантного и свободного, даже слишком свободного в интимном плане. Марию воспитывали вместе с дочерьми французского короля, и она получила превосходное «женское» образование. Лоск светского воспитания вкупе с красотой помогли Марии Стюарт обрести популярность при французском дворе и стать объектом восхищения для художников и литераторов. Одни писали её портреты, другие сочиняли оды в её честь, наперебой воспевая её красоту и очарование, её грациозную величественную осанку.
РОКОВОЙ ПРЕСТОЛ
Когда Мария Стюарт и Франциск поженились, в Англии на престол взошла королева Елизавета Тюдор. И это несмотря на то, что в её биографии было небольшое пятно: отец, многолюбивый король Генрих VIII, развёлся с её матерью, и Елизавета, тогда она была ребёнком, в один момент стала считаться незаконнорождённой. Долгий путь ей пришлось пройти до заветного престола, но о той, старой и тёмной истории, помнили все. Недруги в первую очередь.
Елизавета Тюдор
Французский король Генрих II был в первом ряду. И, конечно же, он выбирал невесту для сына не только за красоту, грациозность и умение слагать стихи. С её помощью он собирался подложить большую свинью Англии. Ведь Мария Стюарт по отцовской линии - тоже Тюдор! И может претендовать на английский престол в любой момент. И этот «момент» будет самым выгодным для французской короны! В этом-то и был весь смысл политической игры. Такая игра была важна не только для Франции, но и для всей католической Европы, поскольку означала бы возвращение протестантской Англии в лоно этой церкви. Надо сказать, французский король не учёл одного - сами англичане не хотели повторения триллера под названием «Возвращение в лоно католической церкви». Елизавета была, может, и не такой законной, как «чистопородная» Мария Стюарт, но гораздо более близкой, понятной, надёжной - своей, «английской». Сама же Мария Стюарт вряд ли на тот момент задумывалась над политическими проблемами и в какую игру её втягивают. Она - принцесса при лучшем дворе Ев-ропы, купалась в любви вспыльчивого, но милого мужа и во внимании свёкра и свекрови - самой Екатерины Медичи. Тем более после трагической смерти Генриха II на рыцарском турнире она, совсем юная девочка, становится королевой Франции. Oh, c’est vraiment bien - это прекрасно! Да вот только царствование юной Марии Стюарт на французском троне продлилось недолго - через год её король муж умер. И 18-летняя Мария из первой дамы королевства превратилась во вдову бывшего короля. Екатерина Медичи предложила ей условие - или монастырь, или возвращение на родину, в Шотландию. И кто знает, как бы сложилась судьба Стюарт, выбери она первый вариант несмотря на то, что в монастыре скучно, уныло. Но для юной девушки, не только познавшей все прелести высшего света, но и блиставшей самой яркой звездой, сама мысль о мрачном монастыре была невыносима. Стюарт покидает любимый край своего детства и отплывает к берегам родного, но нелюбимого королевства.
Мария Стюарт
РОКОВОЙ НОВЫЙ БРАК
В Шотландию она вернулась совершенно чужестранкой. После роскошной праздничной Франции ей здесь было неуютно. Нищая, разорённая войнами Шотландия, её мрачные замки - всё это менее всего напоминало пышные дворцы Франции. Да и сами шотландские дворяне не отличаются утончённостью нравов. Эти горцы в своих клетчатых юбках свирепы, как степные волки!
Плюс ко всему она католичка, а шотландцы в большинстве своём протестанты. Однако в этой ситуации ей хватило благоразумия, и королева выбрала осторожную тактику - официально признала протестантизм в качестве государственной религии и прислушивалась к советам шотландских лордов по тем вопросам, о которых мало знала. Для себя же создала свой маленький двор с привычным изысканным интерьером. Она любила охоту, балы, придворный театр, а в её свите были поэты и музыканты. Почти как в милой Франции. Вот только такой образ жизни вызвал недовольство у пуритански настроенных шотландцев. Не долго думая они решили, что королеве нужно выйти замуж за достойного человека.
К сожалению, Мария Стюарт выбрала не как королева, а как женщина. Она была покорена смазливым личиком и широкими плечами лорда Генри Дарили. Но как же быстро пришло разочарование! Генри несмотря на свою привлекательную внешность всё же был не утончённым французом, к которым так привыкла королева, а мужчиной, который всю жизнь прожил в Шотландии - стране с суровым климатом и с суровыми людьми. Брак не заладился, и Мария под предлогом беременности отдалила от себя мужа. Её близким человеком в этот момент стал молодой итальянский музыкант Давид Риччио - её преданный секретарь и ближайший наперсник. К тому же католик. Был ли он любовником королевы, доподлинно неизвестно. Над этой загадкой не стал ломать голову и её муж. Он поступил проще: в один тихий вечер ворвался в покои королевы, где она ужинала со своим приближённым, и на глазах у беременной жены вместе со своими друзьями зарезал молодого секретаря.
Мария, хоть и королева, да только здесь не Франция. На такие вольности, как «ужины» с секретарями, шотландские мужья в отличие от утончённых «французов» глаза не закрывают. На место Риччио вскоре встал граф Босуэлл - немолодой, некрасивый, но решительный. Он казался Марии настоящей опорой. Она даже вообразить не могла, какую яму рыла себе на будущее таким выбором. Но её не учили быть политиком, который просчитывает каждый свой шаг, каждое своё действие, каждое своё увлечение на много лет вперёд. Всё, что она умела, - быть «королевой», для которой вся «королевская» жизнь - грациозные танцы и светские беседы.
Будь она простой светской дамой, этого было бы достаточно. Но для королевы без кавычек, для главы государства - этого ничтожно мало.
Через какое-то время Генри Дарили, король Шотландии, был убит в уединённом доме, а здание взорвано. Спустя ещё несколько месяцев королева вышла замуж в третий раз за Джеймса Хепберна, графа Босуэлла. Несмотря на то, что общественное мнение безоговорочно сочло её виновной в смерти мужа, Мария не стала оправдываться. Королевы не оправдываются! Она не умела мыслить масштабно и не желала себя ни в чём ограничивать и, похоже, так и не поняла, что кроме прав у государя есть ещё и обязанности.
Этим она лишила себя поддержки в стране, чем воспользовались дворяне-протестанты. Войска Марии Стюарт проиграли войскам лордов. Босуэлл сумел сбежать, Мария сдалась в плен и была вынуждена отречься от престола в пользу сына.
РОКОВОЙ ВЫБОР УКРЫТИЯ
Опальная королева при помощи нескольких оставшихся друзей бежит из Шотландии, в которой ей больше нет места. К кому бы в такой ситуации политик, потерявший всё, обратился? Конечно, к проверенным людям. Королева Шотландии просит помощи у Елизаветы. Не отрёкшись от английского престола, не задумываясь, что для Елизаветы она в первую очередь не сестра, а мина замедленного действия.
В Англии у Стюарт были свои личные покои, свой штат прислуги и... охрана, которая бдительно следила за ней. В таком «плену» она провела 19 лет. Её перевозят из одного замка в другой, медленно текут годы, и она всё ещё остаётся угрозой для Елизаветы. Известно, что историю пишут победители, поэтому до конца непонятно, почему такой грозный политик, как Елизавета, долго, целых 19 лет, держала под боком свою ненавистную сестру. Та неоднократно писала ей письма, где называла её милой сестрицей и благодарила за кров. Но вот отрывок из последнего, перед казнью, письма, если оно действительно было написано Марией Стюарт, а не сфабриковано «историками»:
«Вера... повелевает и мне молиться о вас. Притом незаконная Королева недостойна гнева Королевы, получившей скипетр от справедливости и своей породы. Такие слова без сомнения для вас оскорбительны; но осуждённой на смерть, чего мне бояться о жизни? Казнь моя, которую почитаете вы позорною, составит верх моей славы. Прощаюсь с вами Государыня; помыслите, что Корона весьма опасное благо, когда лишаешь жизни сестру».
8 февраля 1587 года Мария Стюарт была казнена. По словам очевидцев, а её казнили прилюдно, она держалась исключительно мужественно. Похоронили её не во Франции, рядом с матерью и первым её истинно любимым супругом, а в Англии. Став в 1603 году королём английским, Яков, сын Марии Стюарт, перенёс прах матери в Вестминстерское аббатство и похоронил рядом с Елизаветой.
казнь Марии Стюарт
Вот такая ирония: две королевы не смогли ужиться под одним солнцем в такой короткой жизни, но там, в вечности и в памяти многих поколений, они рядом.