Почти в каждом коллективе найдётся человек, который мастерски манипулирует остальными в угоду собственным интересам: получить отпуск в удобное время, спихнуть на кого-нибудь годовой отчёт так в его стиле. Как не попасть на крючок манипулятора и сказать твёрдое «нет»?
ПО-ДРУЖЕСКИ
Чаще всего от манипуляторов страдают молодые специалисты: отчасти из-за наивности, отчасти из-за не очень высокой профессиональной самооценки. Случается, что один из коллег начинает проявлять к новичку повышенное внимание помогает советом или угощает конфетами за чаем. Вполне возможно, он делает это абсолютно искренне: вы ему нравитесь, он хочет подружиться или он просто такой добродушный человек. Но если в определённый момент просит по-дружески сделать за него какую-то работу, уступить желаемое время отпуска или ещё как-нибудь выручить, это может быть плохим сигналом. А если подобные просьбы становятся регулярными, вывод очевиден: вы стали объектом самого обидного вида манипуляции - дружеской.
Как отказать?
Отказать человеку, который подошёл к вам со всей душой и не раз предлагал помощь, очень сложно. Но подумайте, насколько равносильны услуги: например, он подвозит вас до дома, а вы делаете за него отчёт. Если перевес труда не в вашу пользу, держите ваши отношения на уровне одолжений степлера и угощения конфетами. Включайте внутренние весы, как только коллега попросит что-то для него сделать.
ТАКОЙ ВЕСЬ НЕСЧАСТНЫЙ
Каждое утро в офисе начинается как драматический спектакль одного актёра: коллега с порога возглашает о жизненных перипетиях и проблемах со здоровьем, потом выдерживает мхатовскую паузу, вздыхает, падает на рабочее место и начинает «собирать урожай» в виде предложений о помощи и шоколада для поднятия настроения...
Воззвание к жалости классика корпоративного жанра. Такие манипуляторы обычно работают не на одну жертву, а на весь коллектив - кого-нибудь да проймёт. Жалостливые находятся практически всегда. Причём поток проблем от этого не прекратится, а станет более интенсивным, просьбы о помощи более настойчивыми.
Как отказать?
Конечно, нужно отличать экстренные ситуации, когда у человека на самом деле что-то случилось, сломался компьютер, опаздывает и просит отправить что-то срочное. Если нарушение ваших должностных обязанностей происходит с чёткой периодичностью, вашей добротой
умело пользуются. Выберите тактику пассивного сострадателя - слушайте, жалейте, давайте советы, но не более: «Я понимаю, как тебе плохо, но работа есть работа - отчёт делать всё-таки нужно».
ОН ВО ГЛАВЕ
Босс-манипулятор - худший из поворотов событий. Чаще всего его порой неадекватное влияние распространяется на молодых сотрудников и новичков. Потому что они, как правило, не очень уверены в своих профессиональных качествах и не вполне трезво их оценивают. А действия манипулятора могут подтолкнуть их к нужным выводам. Сотруднику внушается, что работает он плохо, в другую компанию его ни за что не возьмут, поэтому надо изо всех сил стараться, работать за двоих, чтобы не потерять своё место. Причём фокус в том, что босс проявляет дружескую снисходительность, чтобы вместо агрессии к себе вызвать у «жертвы» примерно такие мысли: «Ну что же я за бестолковый человек! Ничего не могу сделать! Только Николай Петрович, добрая душа, терпит меня на этом месте, да ещё и помочь пытается». В результате сотрудник пашет без отдыха за себя и того парня.
Как отказать?
Против этого «лома» приём только один адекватная самооценка. Если излишняя похвала или критика настораживает, подумайте о смене работы или отдела, чтобы выйти из подчинения не совсем грамотно ведущего дела руководителя.
ПО СТАРШИНСТВУ
Старожилы коллектива, особенно люди в возрасте, любят брать на себя роль опытного наставника даже при равной с вами должности. И вот уже престарелая Лидия Ивановна настоятельно рекомендует вам заполнить и её бланки, потому что видит в вас преемственность и совершенно ничего не видит без очков (которые забыла дома). Многие просьбы звучат как констатация факта, только потому что она старше, а старших нужно уважать и во всём им подчиняться...
Как отказать?
Как можно чаще напоминать опытной коллеге о равных с вами обязанностях и о том, что раз она старше, значит, опытнее: «Если не ошибаюсь, это же ваш отчёт? У меня два своих, которые планирую доделывать дома». «Боюсь, моего опыта может не хватить» или «В этом вопросе можете быть компетентны только вы».