38fdfac5c531e12e
 2
Пятница
мая 22

Какие животные помогают социализации детей-аутистов

Admin
Admin
Какие животные помогают социализации детей-аутистов
Сегодня врачи говорят об аутизме как об одной из самых актуальных проблем цивилизации. Статистика по этому неврологическому расстройству (другое название — синдром Каннера), обусловленному различными нарушениями развития головного мозга и нервной системы (их насчитывается более 400), крайне неутешительная.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность аутизма в мире в среднем растет на 13% в год, в Китае этот показатель достигает 20%. Если 30—40 лет назад аутизм диагностировался у одного из 10000 человек, то сегодня — в среднем у одного из 100 (в США — у одного из 68 детей). По прогнозам специалистов, к 2020 году данный диагноз будет ставиться каждому 30-му жителю планеты.

Такое стремительное распространение аутизма заставляет ученых проводить все больше исследований и активно искать способы противодействия данной патологии. Излечению она не подлежит (по крайней мере, современная медицина пока перед ней бессильна), но облегчить жизнь аутистов и их семей можно. Результаты последних исследований показывают, что этого возможно достичь посредством взаимодействия детей-аутистов с домашними животными.

КАНИСТЕРАПИЯ ПРОТИВ АУТИЗМА


Говоря о детях-аутистах, следует понимать, что речь идет не просто о молчаливых, замкнутых и необщительных малышах. Во многих случаях нарушения развития мозга, приводящие к аутизму, мешают ребенку не только адекватно выражать свои эмоции, мысли и желания, но и вообще на каком-либо уровне (вербальном или невербальном) взаимодействовать с людьми. Дети, страдающие данной патологией, сами не умеют и не могут устанавливать контакты с людьми и отталкивают их своим странным, многих пугающим, поведением: вспышками немотивированной агрессии, приступами истерики, стереотипностью и даже некой ритуальностью действий («роботизированная» повторяемость движений), непохожестью, странностью и т.д. Без постоянных, кропотливых, умелых усилий самых близких людей и врачей дети-аутисты выпадают из социума, замыкаются в своем внутреннем мире, что обрекает их на тягостное одиночество.

С животными таким детям удастся строить отношения гораздо легче, чем с людьми. Наилучшие результаты в этом отношении дает общение с собаками — канистерапия. Доказано, что, контактируя с собаками — гладя их, обнимая, лежа возле них и засыпая, играя и по мере сил и возможностей ухаживая, — дети-аутисты начинают чувствовать себя гораздо увереннее, избавляются от многих своих страхов, учатся лучше выражать свои эмоции, больше и осознаннее контролируют свои движения и тело в целом, становятся менее замкнутыми. Причем постепенно такое поведение и отношение переносится с собак на людей. Благодаря четырехлапым помощникам дети-аутисты выходят за жесткие рамки своего внутреннего мира, в той или иной мере социализируются, то есть сохраняют шансы стать равноправными членами общества.

ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО СОБАКИ


До недавнего времени считалось, что только специально обученные собаки определенных пород (для канистерапии идеально подходят золотистые ретриверы, лабрадоры, сенбернары и кокер-спаниели) способны реально помочь в социализации детей-аутистов. Однако последние масштабные исследования показывают, что приобретению социальных навыков аутистами способствуют не только собаки, но и другие домашние животные: кошки, птицы, кролики, хомячки, рептилии, рыбки и др. Следует отметить, что очень хорошие результаты получены и при взаимодействии аутистов с лошадьми и дельфинами, но такая терапия доступна далеко не всем.

На основании сравнения поведения аутистов, имеющих и не имеющих домашних животных, было установлено, что дети, у которых дома живет какое-либо животное, гораздо охотнее и стабильнее идут на контакт с людьми (отвечают на вопросы), в том числе совершенно незнакомыми, лучше контролируют себя в присутствии посторонних людей, адекватнее и понятнее для окружающих выражают свои эмоции и желания. В целом они более спокойны, уравновешенны и дружелюбны. При этом максимальные социальные навыки показали дети, рядом с которыми живут собаки. Но исследователи, основываясь на полученных сравнительных данных, считают, что каждый ребенок-аутист имеет свои неповторимые особенности, поэтому для каждого из них необходим индивидуальный подбор животного, которое поможет ему сделать первые шаги на пути взаимопонимания с людьми и интеграции в социум.

Журнал Медицинский офис №222
Автор: Женя Орлова
Фото: Яндекс Картинки
Комментарии (0)

Оставить комментарий