38fdfac5c531e12e
 0
Вторник
сен 27

Финансовое воспитание ребенка. Советы психолога

Admin
Admin
Финансовое воспитание ребенка
Если вашей кровиночке уже исполнилось три года и она до сих пор думает, что ваш кошелёк резиновый, пора объяснить крохе, откуда в семье появляются деньги и как с ними правильно обращаться. Детский психолог Светлана МЕРКУЛОВА считает, что распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет.

В курсе дел


Когда взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят, - значит, в детстве они не получили правильного финансового воспитания. У малыша должна быть возможность сформировать правильное мнение о назначении денег. Поэтому не нужно скрывать от ребёнка разговоры о деньгах.

Комментарий психолога: конечно, нет необходимости обсуждать размер вашей зарплаты, но планирование бюджета - что, куда и почему - может происходить в присутствии ребёнка. Ведь многие статьи расходов будут касаться и малыша: «Когда папа получит зарплату, купим тебе новые брюки и рюкзак, а в воскресенье мы идём на день рождения к твоему другу и нужно выделить какую-то сумму на подарок».

Мы, что, бедные?


«Мама, купи машинку, как у Жени, почему ему всегда всё покупают, а вы мне нет? Мы бедные?». Детская конкуренция с возрастом строится как раз на финансовой платформе - кто обладает фирменными игрушками и кроссовками со светящейся подошвой, тот и круче.
 
Комментарий психолога: излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей. Просто непринуждённо ведите разговоры о предстоящих тратах, без сокрушений по поводу того, где взять денег. К тому же будет полезно объяснить крохе, что всегда есть люди, у которых больше денег (даже больше, чем у родителей Жени). Но это не потому, что лично вы неуспешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом работа вам нравится. Вы ею занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё платят.

Нужна ли копилка?


Накопления - это то, что даёт нам некую безопасность: пока есть деньги в запасе, мы спокойны и не боимся завтрашнего дня. Хорошо бы привить полезный навык накопления ребёнку. Родители в этом вопросе разбились на два лагеря: одни считают это вредным занятием, развивающим эгоизм и «копилкоманию», другие, наоборот, рады, что ребёнок с малых лет умеет копить деньги.

Комментарий психолога: копилка - вещь полезная, обучающая процессу удержания, лишь в том случае, если правильно ознакомить с ней малыша. «Наверняка у тебя есть мечта, так почему бы не собрать на неё денег? - с таким вопросом можно обратиться к ребёнку и предложить завести копилку. Можно даже купить сразу две: в одну складывать средства на мечту, в другую - то, что можно потратить, как только захочется, - на конфетки, шарики.

Для этих целей детям постарше выдаются карманные деньги. Чаще всего дети распоряжаются ими так, как принято тратить деньги в семье. Если вам порой трудно удержаться от ненужных трат, не удивляйтесь, что кровиночка потратила сумму, данную ей на неделю, за один поход в магазин.

Финансовое воспитание ребенка

Работаю у папы


Поощрять или не поощрять чадо деньгами? Кто-то уже четырехлетнего кроху готов принять «на работу», оплачивая уборку игрушек, самостоятельное одевание, чистку зубов и помощь маме, в более старшем возрасте у ребёнка появляется больше обязанностей, а следовательно, заработок увеличивается.

Комментарий психолога: плата за помощь по хозяйству и хорошее поведение, а в дальнейшем за учебу - однозначно плохая идея. В противном случае нарушается важный принцип: бескорыстная помощь и забота внутри семьи. За хорошую учёбу можно поощрять детей подарками и покупками, например в конце четверти или года. И хорошо, когда такие подарки становятся сюрпризом для ребёнка. Хуже оказаться в ситуации, когда дети учатся не для себя, а для других, чтобы похвалили и премировали.

Что купила?


Порой маленькие дети больше ждут не прихода бабушки и дедушки, а того, что они ему принесут. Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он появился, начали задаривать его воем чем только можно.

Комментарий психолога: это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Для малыша оно оборачивается избалованностью. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребенок уже с порога встречает фразой: Что вы мне принесли?». Вывод: не нужно при каждой встрече с ребенком задаривать его деньгами и подарками,  используйте для этого только важные поводы.

Это интересно


В 3-4 года крохе самое время преподать азы товарно-денежных отношений:

- объяснить, что такое «дорого» и что такое «дёшево». Например, эта одна маленькая машинка дешевле вон той большой куклы 
- все вещи в магазине имеют свою стоимость. Сначала мы платим за товар, потом забираем его. Если у нас не хватает на него денег, придётся прийти за ним в следующий раз или присмотреть что-то другое, подешевле
- прежде чем что-то купить, эту покупку нужно запланировать. Например, перед походом в магазин условьтесь, что вы купите только одну игрушку, зато ребёнок сможет её выбрать сам.
Комментарии (0)

Оставить комментарий