38fdfac5c531e12e
Понедельник
апр 03

Ответы на популярные вопросы у детского логопеда

Admin
Admin
Ответы на популярные вопросы у детского логопеда
Устами младенца глаголет истина. Но истину эту порой не разобрать, потому что осваивающие речь малыши разговаривают на непонятном детском диалекте, который так умиляет взрослых. Дальше происходит осмысление речи, но порой кроха не спешит расширять свой словарный запас, совершенствовать слог. Детский логопед Ирина УCOBA отвечает на самые волнующие вопросы.

В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду?


Конкретных рамок нет. Занятия с логопедом необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять речевые нарушения с возрастом становится всё сложнее. 20-25 лет тому назад рекомендовали заниматься только с 5 лет, так как в этом возрасте у детей формируются все звуки, они умеют составлять предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и переживаниями. Сегодня мы рассуждаем иначе: если в речи ребёнка существуют какие-либо отклонения, которые не исправляются, можно и даже нужно в 2-3 года обратиться к логопеду. В это время закладывается фундамент речевого развития, ребёнок ещё не привык к неправильному произношению звуков, речевые органы пластичны и легко поддаются коррекции. В более раннем возрасте, когда речевые навыки на стадии формирования, этот процесс контролируется неврологом. Первая вокализация, которая появляется у ребёнка, это крик. Примерно к двум месяцам появляется гуление - плавные, певучие звуки, которые к 5-6 месяцам перерастают в лепет. Опытный специалист обязательно обратит внимание на речевое развитие ребёнка, выявит возможные проблемы, а также порекомендует получить консультацию логопеда, если это необходимо.

Как взрослые могут повлиять на детскую речь?


Общение в семье, культура речи имеют огромное значение, ведь это первая окружающая среда, которую воспринимает ребёнок. Часто на детской площадке или в общественных местах можно услышать, как взрослые разговаривают со своими чадами: «Мишенька, смотри бибика брууу», «Катя, бери свою игогошку», «Машенька, пойдём ам-ам и байки». И возникает мороз по коже от того, что вполне себе здоровым и активным двух-трёхлеткам не предоставляют возможность узнать, как звучит то или иное слово.

В этом отношении хочется сразу же дать совет родителям: не «сюсюкайтесь» со своим ребёнком. Если разговаривать с ним на искажённом языке, у него будет такое же искажённое восприятие, и, вполне возможно, он начнёт так же вам отвечать. Говорите с малышом как со взрослым человеком: чётко, понятно (свою любовь можно выразить в интонации) - соответственно, у него будет формироваться правильное восприятие речи.

Можно попробовать научить ребёнка правильно говорить в домашних условиях?


Если речь на стадии формирования и нет выраженных проблем, ничего специально делать не нужно. Просто всегда разговаривайте со своим ребёнком. Что бы он ни сделал, что бы он ни взял, что бы вы ни делали вместе - всегда объясняйте и рассказывайте ему. «Что это? - Ложечка. - Что из ложечки делают? - Едят. - А что ещё из ложечки можно делать? - Пить». Уже два глагола кроха услышал, запомнил. Также вместе проводите пальчиковую гимнастику - элементарное «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Поиграйте пальчиками, походите ими по столу. Развитие мелкой моторики напрямую связано с совершенствованием речевого аппарата, поэтому подключайте игры с мелкой мозаикой, сортировку круп и бобовых, задействуйте тесто для лепки, пластилин и краски. И, конечно, артикуляционная гимнастика. Она поможет ребёнку в дальнейшем освоить все звуки. Насильно заставлять ребёнка не стоит, потому что у него это вызовет негатив, к занятиям он будет относиться с опаской. Поправлять можно в игровой или даже смешной форме: «Послушай, как я красиво говорю: ррработа. А ты умеешь так?»

Что делать, если хорошо говорить мешает короткая уздечка?


Стоит знать, что в норме подъязычная уздечка имеет длину примерно 8 мм и расположена между корнем и кончиком языка. Короткая уздечка меньше (8 мм) может быть эластичной и неэластичной. Если она эластична, то со временем подтягивается и не дает никаких проблем в речи. Но даже неэлатичную уздечку можно растянуть - существует целый комплекс специальных упражнений и приёмов логопедического массажа, с помощью которых логопед может устранить речевой дефект. И чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче будет растянуть уздечку.

Направление на хирургическое вмешательство грамотный специалист даёт в исключительных случаях: у новорождённого может быть затруднено сосание (делается до 3 месяцев) либо ребёнок с сформированной речью затрудняется произносить «верхнеязычные» звуки - ж, ш, р - (подрезание после 7 лет).

Как понять, нужна ли помощь других специалистов при проблемах с речью?


До 2,5 лет трудно утверждать, лежит в основе речевых нарушений какая-либо медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы (развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга созревают чуть позже).     

Чем ближе к 3 годам, тем отставание в речи ребёнка становится более значительным и заметным. Скорее всего, нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы. У малыша могут наблюдаться определённые особенности в поведении. Например, на фоне затруднений с речью он может не реагировать на обращённую к нему речь, не смотреть в глаза, не пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх, моторную неловкость. Это говорит о том, что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога и нейропсихолога.
Комментарии (0)

Оставить комментарий