Дошкольным периодом у детей считается возраст от 4 до 5 лет. Именно в этом возрасте ребенок пытается познать границу своих сил и возможностей, а также освободится от родительской опеки.
До этого времени ребенок много чему научился, он получил массу физически навыков и может самостоятельно себя чем-то занять, не подражая чужим действиям. Он весьма смышлен и изобретателен в речи, способен фантазировать и размышлять.
В большей степени, именно от того, как взрослые реагируют на затеи ребенка, и зависит перевес качеств в характере. Замечено, что дети, которым предоставляется возможность самостоятельно выбирать, чем заняться (бегать, прыгать, бороться, кататься, сидеть), становятся более предприимчивыми. Также это способствует готовности ребенка отвечать на вопросы родителей (интеллектуальная предприимчивость), затевать новые игры и фантазировать. Основные приобретаемые качества на данном этапе: целеустремленность и направление.
Если во время этого периода взрослые четко сигнализируют ребенку, что его деятельность пуста и нежелательна, вопросы слишком настырны, а игры вовсе не имеют смысла, то у ребенка появляется чувство вины, которое он уносит с собой во взрослую жизнь. Опасность данной стадии состоит в том, что в процессе наслаждения новым ментальным и локомоторным могуществом, которые нуждаются в энергическом укрощении, у ребенка может возникнуть и укоренится чувство вины. Это приводит к покорности ребенка, к постоянному, практически не искореняемому чувству вины и тревоги. Яркие фантазии и чересчур оптимистические надежды сдерживаются и подавляются. Вырабатывается чувство моральной ответственности.
На данной стадии прослеживается стремление ребенка к обучению чему-либо, желание повзрослеть, то есть, получить четкое разделение обязанностей и дел. Ребенок имеет как желание, так и возможность заняться какими-то общими делами, затевает и планирует дела вместе со своими сверстниками. На этой стадии мечты раннего детства связываются с целями полноценной взрослой жизни.
С первым этапом социализации – общественными нормами, ребенку приходится сталкиваться именно на этой стадии, не смотря на то, что он еще не умеет им соответствовать и по-прежнему продолжает удивлять окружающих своими достижениями и успехами. Родители детей 4-5-ти летного возраста, с гордостью делятся с окружающими достижениями крохи.