38fdfac5c531e12e
 0
Понедельник
мая 22

Как помочь ребенку найти свой талант

Admin
Admin
Как помочь ребенку найти свой талант
Каждому из нас хочется, чтобы ребёнок был одарённым: кто-то мечтает воспитать юного художника, кто-то — маленького музыканта. Нередко родители всеми силами пытаются раскрыть способности малыша, однако чадо, несмотря на все старания, быстро теряет интерес к творчеству. Почему так происходит! Как помочь ребёнку! На эти вопросы мы попросили ответить детского психолога Елену СТОРОЖЕВУЮ.

Елена Владимировна, в современном мире творчество ценится очень высоко. Наряду с подготовкой к школе родители с ранних лет начинают развивать творческие задатки ребёнка. Но, согласитесь, далеко не все дети в будущем станут поэтами, актёрами, художниками. В чём же тогда важность художественного развития?

-Родители и не должны ставить цель воспитать гения литературы или великого художника. Суть художественного развития в другом: творчество должно помочь ребёнку ощутить свою уникальность и значимость. И пусть он не станет актёром или певцом, зато вырастет интересным ярким человеком, способным преодолевать возникшие на его пути трудности. Творческий подход к решению определённых жизненных задач - это архиважно! Нет такого вида деятельности, где творческий склад ума не пригодился бы! Таким людям гораздо легче уходить в сторону от банальных идей и находить оригинальные решения, учиться, работать и строить отношения с окружающими - их любят и ценят в любом обществе.

-Говорят, творческие способности заложены в каждом ребёнке. Однако часто от родителей можно услышать такую фразу: «Вон другие дети и танцуют, и поют, а мой ничего не умеет, никаких талантов нет». Как бы вы могли прокомментировать эти слова?

-Природа действительно щедро наградила каждого ребёнка. Просто существуют разные виды творческих способностей - от крупных и ярких до на первый взгляд малозаметных. Последние нужно суметь раскрыть. Присмотритесь к ребёнку, да, может, он не поёт и не танцует, зато обладает остротой мышления, наблюдательностью, замечательной памятью. Выделяется умением хорошо излагать мысли, задаёт много нестандартных вопросов, порой ставя взрослых в тупик, - возможно, у вас растёт интеллектуал! А может, ваш ребёнок прекрасный организатор, который легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении других детей сохраняет уверенность в себе, придумывает занятия себе и другим, берёт ответственность за выполнение ряда непростых действий. Или ваш кроха проявляет большой интерес к вычислениям, быстро запоминает и манипулирует математическими символами, хорошо разбирается во времени, часто применяет математические навыки в областях, не имеющих отношения к математике. Это ведь тоже замечательно! И если родители чутко воспринимают все аспекты личности ребёнка, следят за его самовыражением, делят с ним неудачи и радости, то они непременно заметят его особенный склад ума. Семья - главный источник, где человек, окружённый любовью и вниманием, должен раскрываться.

-Как же правильно помочь ребёнку найти в себе таланты? Развивать его всесторонне или сделать упор на то, что хорошо получается? Например, если вместо вразумительных картинок он выдаёт каляки-маляки, может, это просто не его вид искусства и стоит уделить внимание чему-то другому?
- Проблема в том, что взрослые и дети совершенно по-разному воспринимают творческую деятельность. Мы с вами убеждены, что главным результатом всякой деятельности является сам продукт этой деятельности: законченный рисунок, красивый танец, стих - то есть всё то, что может произвести впечатление на окружающих, вызвать восторг. А результатом любой деятельности ребёнка является... он сам! С помощью творчества он пытается выразить своё настроение, мысли, эмоции, что-то понять, осознать, стать чуточку лучше. Творчество для детей - это средство познания и себя, и окружающего мира. Недавно одна знакомая показала мне рисунки своего сына: «У Миши совершенно нет способностей к рисованию», - сокрушалась мама. На листочке была изображена перекошенная машина почему-то с шестью фарами. Но на эту «закаряку» было интересно смотреть! «Машина попала в аварию, она плачет, и у неё так много слёз, что двух фар просто не хватило бы, теперь я нарисую для неё новое колесо», - пояснил мальчик. Получается, то, что родителям показалось ерундой, на самом деле стало воплощением детских переживаний, преисполненных жалости и сочувствия. Относитесь с уважением к любым «продуктам» детского воображения, не оценивайте труды малыша с точки зрения «настоящие» или «красивые». Помните: первое и главное условие успеха в процессе творческого самовыражения - это похвала, радость и искренняя заинтересованность родителей. Ребёнку важна ваша оценка! При этом не забывайте, что чрезмерное хваление может и навредить. Всегда нужно показать ребёнку резерв его возможностей, что он может ещё лучше: «Ты нарисовал прекрасную машину, только двери кривоваты, но не беда, если ты подправишь, она станет ещё лучше!» Будьте внимательным и благодарным слушателем или зрителем юного таланта. Старайтесь увидеть в рисунках, стихах и песенках его внутренний мир. Индивидуальность ребёнка хрупкая, пластичная, ещё только формирующаяся, она должна выражаться так, как он чувствует, а не так, как хотят взрослые. И даже если из стараний крохи пока ничего не выходит - не беда. Главное, чтобы малыш научился получать удовольствие от процесса, стал увереннее в себе, полюбил эксперименты.

-Быть может, лучше доверить творческое развитие ребёнка профессионалам? Моя соседка отдала пятилетнюю дочь в художественную школу, я считала рановато, а теперь послушала вас и думаю, может, она права...

- При всём уважении к различным школам искусств не советую отдавать детей на обучение в столь раннем возрасте. Одно дело: если из-за собственной занятости вы отдаёте малыша в обычную «развивайку», где он будет просто лепить, резать, рисовать. Другое дело: художественная или музыкальная школа. Прежде всего там обучают именно техническим навыкам: «Рисовать правильно вот так», «Петь надо так», «А ножку в танце ставить вот так». Технические базовые навыки в любом искусстве, конечно, важны - путь к мастерству. Но к этому надо прийти: ребёнок должен осознать, каким видом искусства он хочет заниматься. Чёткое понимание, стремление к определённой деятельности появляются к 9-12 годам. А до этого времени дайте возможность малышу поискать себя и насладиться этим поиском. Часто родители за счёт детей пытаются реализовать свои амбиции: «Пойдёшь на танцы, всегда мечтала, чтоб в семье кто-то танцевал...» Или сделать свою жизнь комфортнее: «Записали на рисование, теперь хоть грязи от красок и пластилина в квартире не будет!» По этой причине мы даже перестали приглашать в дом друзей ребёнка, для нас порядок превыше всего! Когда речь идёт о воспитании здоровой личности, так рассуждать нельзя. Постелите на стоп клеёнку, на ребёнка наденьте фартук и нарукавники или просто старую одежду, которую не жалко испачкать. На пол положите газеты или кусок прозрачной плёнки. Найдите малышу компаньона того же возраста, для крохи очень важно иметь друга по интересам. Дети хотят попробовать свои силы? Пусть пробуют! Экспериментировать красками, заполнять листы бумаги «каракулями», вымазывать пластилином цветочные горшки, крошить бумагу ножницами, изображать танец индейца, одевшись балериной, на ходу сочинять истории так, чтобы взрослые диву давались, - всё это является неотъемлемой частью раннего творческого развития. И сами не будьте в стороне! Родители должны принимать непосредственное участие в художественном становлении ребёнка. В первую очередь именно от мам и пап зависит главный фактор творчества - воображение. Чем ярче воображение, тем больше возможностей для художественного развития. Именно воображение лежит в основе любого искусства.

-Бывают ситуации, когда детям не хватает воображения, что делать родителям? Самим подавать идеи и принимать участие в их воплощении или просто направлять внимание ребёнка? Дайте советы.

-И то и другое действенно, эффективно и должно работать в тандеме. Вам обязательно нужно заново научиться играть в детские игры. Вы обращали внимание, как играет ребёнок? Он воображает себя героем-спа-сателем, потом становится доктором, лётчиком. Именно через игру развивается способность видеть вещи в новом необычном свете. Поэтому веселитесь, шалите, «превращайтесь» в кошку или собаку, если надо, не бойтесь на время стать детьми! Это не топь ко поспособствует развитию малыша, но и позволит вам отвлечься, отдохнуть, снять напряжение. Устраивайте дома спектакли, участвуйте в них Главное - не навязывайте ребёнку, как надо играть. Пусть он сам подберёт себе образ и воплотит его. Обязательно читайте вместе! Книга даёт огромную возможность для воображения. Весьма полезно дополнить чтение собственной фантазией, изменить финал: «Тебе жалко хвастунишку Колобка, давай придумаем новую концовку!» Играйте в игры-«превращения», например, нарисуйте четыре круга и дайте малышу возможность пофантазировать: пусть он их во. что-нибудь превратит (дорисует) - в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик. То же самое можно проделать с остальными геометрическими фигурами. Ещё одна игра на воображение - «Нестандартные задачки». Ребёнок должен найти предметам необычный способ использования: ложкой можно не только есть, но и переливать жидкость из одной ёмкости в другую. Зеркало может стать озером на импровизированной полянке, а из мячика можно сделать Колобка или куклу для театральной постановки. И не заваливайте ребёнка покупными игрушками, мастерите сами вместе! Так, из коробки из-под молока можно сделать кукольный шкаф или автомобильный кузов. Пусть поделки не такие красивые, но для малыша они будут гораздо ценнее, чем другие.

-Но, согласитесь, не у всех есть возможность регулярно заниматься с ребенком, большинство родителей заняты работе весь день.
-Чтобы развивать фантазию, не нужно специально отведённое время. Заниматься можно всегда: на прогулке, в магазине, в транспорте, например, назовите ребёнку предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нём плохо и что хорошо. Вот ветер: хорошо - нежарко в солнечный день, плохо - можно простудиться и заболеть. Прекрасная игра «Что будет, если...» Предоставьте возможность малышу, пофантазировать: что будет, если вдруг все кошки начнут говорить или деревья оживут... Обязательно обращайте внимание на звуки: как поезд едет, как лес шумит, как птичка поёт - важно привить ребёнку интерес к звуку, умение слушать. Так ему будет легче полюбить музыку, а это уже немало. На первый взгляд элементарные вещи, но они обязательно должны присутствовать в жизни ребёнка, что особенно важно в наше время.

-Почему именно в наше?
В принципе с этого я хотела начать разговор. Мы живём в век пресыщенности и материализма: нет машинки жёлтого цвета - купим, нет самолётика - купим. Кнопку на компьютере нажмём - рисунок раскрашен! Поэтому сегодня велика опасность вырастить ленивого потребителя, равнодушного ко всему. Мы с вами уже сказали, творчество заложено в природе человека. Наша задача - увести молодое поколение от общества потребителей к обществу созидателей, разбудить то, что генетически заложено. Кстати, сейчас канун новогодних праздников - прекрасное время для единения с ребёнком и развития творческого воображения. Украсьте вместе дом - не только ёлку, но и другие растения! Дети с удовольствием подхватывают эту инициативу. Подготовьте номер для Деда Мороза - это необязательно стишок на стуле, самодельная открытка, ёлочное украшение, импровизированный танец, песня, рисунок - всё, что захочет ваш малыш. Кстати, в процессе приготовления к празднику можно разыграть настоящий приключенческий «фильм»: например, вы прячете Снегурочку и объявляете тревогу: «Снегурочка пропала, без неё праздник не начнётся, срочно нужна команда спасателей!» Увидите, как увлечётся ребёнок новой необычной игрой, в такие моменты дети чувствуют себя наиболее нужными и значимыми. И, главное, научите его не бояться неудач! Ошибки и промахи неизбежны, но именно они открывают возможность для новых свершений, поэтому это не повод для отчаяния. Быть решительным, стремиться пробовать что-то новое - необходимые качества, которые в будущем послужат гарантом успешности и самореализации.
Комментарии (0)

Оставить комментарий