38fdfac5c531e12e
 0
Среда
янв 22

Что делать если ребенок не слушает тебя

Admin
Admin
Что делать если ребенок не слушает тебя

«Сто раз надо повторять», «Как о стенку горох», «Пока не крикнешь - не сделает» - эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб. Почему? Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания детям так, будто перед ними взрослый человек.

Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными. С психологом Валерией Геннадьевной ФPOЛOBOЙ мы поговорили о самых распространённых ошибках родителей, из-за которых дети не слушают 

ОШИБКА 1. ОТСУТСТВИЕ КОНТАКТА


Маленьким детям (вплоть до 8-9 лет) доступно, как правило, гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребёнка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлечённый игрой малыш вас «не слышит» - он пока неспособен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребёнку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай меня». Малыша старше 3,5лет можно попросить повторить то, что он услышал. Задания, которые выдаёшь сам себе, выполнять гораздо приятнее.

ОШИБКА 2. МНОГОЗАДАЧНОСТЬ


«Сними сапоги, вымой руки - и за стол», - на наш взгляд просьба простая. А вот для ребёнка младше 5 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность! Вот малыш и «застревает» в прихожей.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребёнку только одно короткое задание, например: «Сними сапоги». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

ОШИБКА 3. КОСВЕННЫЕ УКАЗАНИЯ


Например: «Ты ещё долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе, что, нравится ходить с липкими руками?» Запомните: малыши до 6-7 лет понимают всё буквально. Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудно.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Стоит помнить, что ребёнок только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

ОШИБКА 4. МНОГОСЛОВНОСТЬ 


«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как разбил нос, хочешь упасть ещё раз?...» Понятно, что у родителя, который выдаёт «речь», что называется «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребёнка, но, выслушивая длинную нотацию, ребёнок только путается в словах и забывает, о чём, собственно, идёт речь.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Не стоит припоминать ребёнку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живёт «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла опасно». После этого можно снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолётики. Или переключить внимание,  например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре мягкие подушки. Одним словом, найти безопасное решение для выхода энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило - если не можете изменить поведение ребёнка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. В данном примере перенесите кресло в другую комнату. 

ОШИБКА 5. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Вы кричите на ребёнка: «Сколько раз тебе говорить, не включай мультики без разрешения!», он просит прощения, говорит, что всё услышал и понял. На самом деле не услышал - не до того было, он испытывал тревогу и страх! А страх снижает способность мыслить. Главной целью было прекратить это как можно скорее. Вспомните, как вы себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например, начальник. Наверняка теряетесь. То же самое происходит и с ребёнком.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Лучший способ держать эмоции под контролем ~ быть последовательным в словах и поступках. У ребёнка должен быть определённый режим дня. Если малыш чётко знает, что сейчас наступило время для чтения (или для прогулки), он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики. Самоорганизуйтесь сами, и это поможет избежать многих проблем в воспитании.

ОШИБКА 6. ОЖИДАНИЕ БЫСТРОЙ РЕАКЦИИ


Дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6-7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки), на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику), ребёнок младше 6 лет попросту не может.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, то предложите машинкам посоревноваться, кто быстрее доедет до кухни. А дальше пусть они все вместе «подзаправятся».

ОШИБКА 7. «ЗАЕЗЖЕННАЯ ПЛАСТИНКА»


Этот метод для ребёнка плохой, потому что он не привыкает к самостоятельности. Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть необязательно. Плохо для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша - накричать или отшлёпать.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► У детей очень развита зрительная память, поэтому для освоения режима эффективно работаюткартинки-напоминалки. Например, в 1,5-2 года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трёх случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвящённые этим трём ситуациям.

ОШИБКА 8. ПРОСЬБА-«ОТРИЦАНИЕ»


«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.
 
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Предложите интересную альтернативу: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

ОШИБКА 9. ПОСТОЯННОЕ ОДЁРГИВАНИЕ


Одёргивают ребёнка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки. «Не наступи в грязь», «Осторожно: порог», «Стой, там собака» - и так целый день. В какой-то момент уставший от давления ребёнок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку) выделаете ребёнку замечаний. Какие из этих замечаний вполне можно было и не делать ? Не одёргивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию проверить, что лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

ОШИБКА 10. НЕЖЕЛАНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЁНКА


Бывает, что мама и ребёнок проводят вместе целый день, но в то же время не контактируют друг с другом. Например, малыш нашёл на улице улитку, а мама увлечена разговором с подругой: «Подожди!» Или по дороге в магазин карапуз что- то увлечённо рассказывает, мама погружена в свои мысли и рассеянно кивает головой. Даже маленький ребёнок чувствует, что мама где-то далеко, в своих мыслях, ей неинтересны его слова. Вначале малыш обижается, а потом привыкает, это становится нормой для него, и в результате он начинает вести себя так же: родители говорят, а он не слышит. 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ► Ребёнок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите! Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребёнок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», «выпрашивает» внимание с помощью плохого поведения, а потом по мере взросления привыкает быть неуслышанным и тоже перестаёт слышать вас.
Комментарии (0)

Оставить комментарий