Начались будни, обычные ученические будни с ежедневными уроками и выполнением домашнего задания. Открылись после летнего отдыха кружки и музыкальные школы, начались дополнительные занятия с репетиторами. Именно сейчас ребёнку как никогда необходима ваша помощь, внимание и поддержка.
Это нам, взрослым, кажется, что это легко: внимательно слушай на уроке, запоминай, и дома не будет проблем с выполнением домашнего задания. Как бы не так. Сейчас школа нацелена на новый стандарт ученика - успешного, умеющего самостоятельно добывать знания и востребованного на последующем рынке труда. Это всё просчитали взрослые, а что же дети? Как в песне - им хочется гулять, а не думать о какой-то востребованности через несколько лет. Поэтому помогите своему школьнику, научите его работать самостоятельно, не отвлекаясь, правильно чередуя отдых и учебную деятельность. Помогут вам в этом рекомендации школьных психологов.
Задание на дом
Во-первых, ещё до начала учебного года у вашего ребёнка уже должно быть рабочее место. Кроме общих требований к нему: хорошая освещённость (стол разместите так, чтобы свет от окна падал с левой стороны, то же самое и с настольной лампой), соответствие мебели росту ребёнка (если ноги не достают пола - поставьте маленькую скамеечку, так как ребёнок должен иметь точку опоры), достаточный размер столешницы (должны поместиться и книга на подставке, и пенал, и тетрадь, локти во время письма также должны лежать на столе). Очень удобно, когда на столе, под ним и в шкафу будет побольше коробочек, ящичков, разделителей, помогающих ребёнку раскладывать вещи по местам.
Во-вторых, вовремя выполнения домашних заданий необходимо следить за временем. Вначале это придётся делать вам, а потом это уже можно будет доверить ребенку. Выделите ребенку короткие промежутки времени (10-15 минут) на выполнение отдельного задания, после чего следует небольшой перерыв (5 минут). Можно воспользоваться будильником: первый его звонок предупредит ребёнка о том, что пора заканчивать, осталось 5 минут, а второй сообщит о самом конце работы. Особенно это удобно, когда период работы длительный (большое домашнее задание или игра и уборка после нее игрушек).
В-третьих, при выполнении заданий необходимо выдерживать ритм. Если у младшего школьника проблемы с работоспособностью, то ритм такой: 20 минут работы, 10 минут перерыва.
В-четвертых, помните о том, что домашняя учеба должна сопровождаться только положительными эмоциями. Хвалите ребенка, подбадривайте и отмечайте даже самые маленькие успехи ребенка. За хорошую работу в перерыве его должно ждать что-то хорошее: лёгкий перекус, короткая игра, танцевальная минутка.
Домашняя переменка
В школе её любят и ждут все дети, а вот дома многие про нее забывают. Напрасно: за эти несколько минут ребёнок расслабится, его мозг получит смену деятельности, а мышцы рук и глаз - отдых. Для того чтобы это произошло, к домашним переменкам надо относиться серьёзно. Так, если в перерывах между выполнением заданий ребёнок усядется за компьютер или телевизор, то о каком отдыхе для глаз можно говорить?
Для этого лучше всего подходят: лёгкая гимнастика, весёлая возня, беготня, хозяйственно-бытовые поручения, короткие игры. Можно также предложить будущему «учёному» лёгкий перекус: чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты. Не предлагайте ребёнку выпечку, сдобу и бутерброды - они не дадут необходимый энергетический заряд и будут мешать работе мозга. Да и не забудьте проветрить комнату, в которой ребёнок занимается. Свежий воздух насытит помещение кислородом, взбодрит и положительно скажется на здоровье ученика.