38fdfac5c531e12e
 1
Вторник
сен 12

Пенсионер за рулем. Советы врача

Admin
Admin
Пенсионер за рулем
Если количество молодых женщин и мужчин автолюбителей примерно одинаковое, то среди пожилых людей безусловно лидируют последние. Стаж вождения у многих между 30 и 40 годами, это, конечно, придаёт уверенности на дороге. Да и в душе мужчины остаются молодыми, посему оценивают своё состояние необъективно. Однако самоуверенность часто становится причиной серьёзных аварий, причём страдают как сами автолюбители, так и другие участники дорожного движения. Нужны ли ограничения для водителей, чей возраст подходит под определение «пенсионный»? Как сделать поездку безопасной несмотря на преклонный возраст? Об этом поговорим в нашей статье.

Конечно, водителей «третьего возраста» «чайниками» никто не назовёт в силу многолетнего опыта. Потому многие пенсионеры думают, что большого стажа достаточно для управления автомобилем. Но есть серьёзная проблема - естественные возрастные процессы, которые снижают скорость реакции на внештатные ситуации, память, концентрацию внимания. В медицине этот симптомокомплекс называют когнитивными расстройствами.

Их коварство в том, что они проявляются внезапно, на фоне различных заболеваний, например, повышенного давления или сахарного диабета. Эти «болячки» чаще всего дают о себе знать именно в стрессовой ситуации.

А дорога - всегда стресс! Представьте: пожилого водителя подрезали на повороте, и у него неожиданно подскочило давление, появились мушки в глазах... В такой ситуации снижение концентрации внимания будет вполне естественной реакцией организма. Конечно, это не значит, что возрастные изменения делают человека неспособным к вождению. Доказано, что снижение содержания миелина - оболочки нервных волокон - замедляет проведение импульса по нервным волокнам, но в целом не снижает качество жизни и не является противопоказанием к вождению (человек продолжает оставаться достаточно сообразительным, координированным). Однако возрастным водителям следует быть аккуратными на дороге, а также учиться не реагировать на дорожное хамство. В вашем возрасте главные лозунги: «Спокойствие, только спокойствие!» и «Тише едешь - дальше будешь!».

В ЗАЩИТУ ЗРЕЛОСТИ


Справедливости ради стоит сказать, по данным социологической службы ГИБДД РФ водители 60-65 лет более внимательны и аккуратны на дорогах, чем 25-30-летние участники движения. Тот факт, что им порой сложно адаптироваться к современному ритму города, делает их 
ещё более осторожными. Самая высокая смертность водителей в ДТП - это возраст от 18 до 24 лет. Именно этой возрастной группе присущи склонность к агрессии и безответственное поведение на дороге. По оценкам специалистов, риск стать участником серьёзной аварии возрастает только для водителей старше 75 лет. Однако и здесь многое зависит от бдительности автолюбителя. К тому же нельзя не согласиться, что порой у пенсионера нет другого выхода, как продолжать оставаться активным участником дорожного движения. Оплата «старости» не всегда устраивает зрелого мужчину, поэтому водитель старше 60 лет сегодня не редкость. Работа в такси - популярный вид занятости для пенсионеров. Да и в целом передвигаться по городу, будь то в больницу, за продуктами, в гости к родным и тем более на дачу, за рулём собственного автомобиля комфортнее, чем в общественном транспорте. Согласно статистике с января по июнь 2017 года более 3000 человек старше 60 лет впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180000 пенсионеров. И с этими цифрами нельзя не считаться. Вывод прост: пожилые люди имеют право быть полноценными участниками дорожного движения, быстро реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге. Однако последнее возможно при соблюдении ряда правил!

ПРАВИЛО 1 ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!


Некоторые водители ошибочно полагают, что если нет необходимости в замене прав, то и медицинская справка может не меняться десять лет. Это не так. Согласно приказу Минздрава России для водителей категорий «А», «В», «С», «D» и «Е» справка выдаётся на два года. Для тех же, кто занимается профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год, и для тех, кто имеет определённые заболевания, - только на один год. После 65 лет врачи рекомендуют проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств. Более того, если вас внезапно что-то стало беспокоить, вы чувствуете снижение концентрации внимания, резко стала ухудшаться память, вы можете внепланово пройти медкомиссию по направлению от терапевта или сами посетить следующих специалистов: кардиолога, невролога, офтальмолога. Также попросить, чтобы к стандартным обследованиям (анализ крови, мочи) измерение артериального давления, кардиограмма) врач добавил УЗИ, дополнительное исследование головного мозга и другие. Доктор не вправе вам отказать! Учитывайте, что медицинскую справку можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей. Согласно законодательству те, кто рассчитывает на категории «М», «А» или «В», должны быть осмотрены терапевтом (кардиологом - по направлению), офтальмологом, психиатром и психиатром-наркологом. Если же у водителя имеется неврологическое заболевание, ему может потребоваться заключение врача-невролога. Кстати, заключение невролога по закону входит в обязательный перечень для водителей большегрузов (вместе с дополнительным осмотром лор-врача).


ПРАВИЛО 2 БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!


Помните, что даже со свежей медицинской справкой и своевременным посещением врача плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки! Дорога - это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметку, светофор, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т.д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к внештатной ситуации, например, к применению экстренного торможения или резкому развороту. Поэтому, если вы плохо спали, чувствуете слабость, утром поднялось давление, «подскочил» сахар, скорость реакции, которая и так с каждым годом становится всё ниже, может подвести. И никакой «опыт» и стаж вождения не смогут спасти от внештатных ситуаций. Всегда обращайте внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологическое самочувствие. Если вас что-то угнетает, настроение на нуле или вы сильно раздражены - не стоит садиться за руль. Особенно ответственно эти рекомендации следует выполнять тем водителям-пенсионерам, кто в силу различных обстоятельств только получил права в «третьем» возрасте.


ПРАВИЛО 3 ДОМАШНИЙ ТЕСТ-ДРАЙВ


Время от времени проводите несложные тесты для проверки сообразительности, скорости реакции и внимательности. Кстати, регулярные тренировки не только помогут понять, способны ли вы качественно управлять автомобилем, но и помогут повысить ваши когнитивные функции (наблюдательность, внимание, скорость обработки информации, умение концентрироваться, умение одновременно обрабатывать несколько единиц информации). Сегодня подобные тесты проводятся неврологами во время медкомиссии, можно попросить у врача образцы, скачать тесты из Интернета или купить в книжном магазине. 

Предлагаем вам несколько тестов:
1. Определить начинающуюся деградацию психических функций можно с помощью упражнения «рисование часов». На пустом циферблате в течение 15 секунд нарисуйте стрелки, обозначающие, например, десять минут 12-го. Многие пенсионеры не справляются с этим простым заданием, хотя внешне выглядят вполне здоровыми и адекватными.

2. В таблице отыщите все числа следующим образом: сначала найдите единицу, обведённую в кружок, потом единицу без кружка, далее - двойку в кружке и без кружка - и так в порядке возрастания до 24.

проверка

3. Время двигательной реакции можно проверить так: возьмите обычную линейку или полоску бумаги длиной 12 см и шириной 3 см и попросите кого-нибудь подержать её так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожиданно отпустить её, а вы - поймать между пальцами. Повторите 5 раз. Три неудачи из пяти говорят о том, что ваша реакция оставляет желать лучшего.

Время двигательной реакции

Если хотя бы с одним из трёх заданий возникли трудности, сотрудники ГИБДД предупреждают, что за руль в этот день лучше не садиться, возможно, завтра результаты будут другими. Однако важно, чтобы это завтра наступило! Повторимся, при регулярных тренировках когнитивные функции восстанавливаются даже у 70-летних автолюбителей! Конечно, они не станут как у 20-летних, но будут достаточными для поддержания достойного качества жизни, в том числе и за рулём.

УЧИТЬСЯ НЕ ПОЗДНО!
По данным ГИБДД во многих автошколах России проводятся специальные дополнительные занятия для возрастных водителей. «Многие пенсионеры в силу опыта уверены, что никаких дополнительных знаний им не требуется. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отмечают, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справляются единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках», - отмечают сотрудники дорожной службы.

ЧЕРНАЯ МЕТКА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?


Сейчас в Госдуме обсуждается вопрос о введении для водителей в возрасте обязанности приклеивать предупреждающий кружок с надписью «60+». Уже сегодня многие водители-пенсионеры отнеслись к предстоящему нововведению негативно, сочли, что подобные надписи будут унижать их, а ведь они равноценные участники дорожного движения. Однако сотрудники ГИБДД призывают относиться к такой задумке лояльно. Эта социально-информационная метка будет предупреждать о том, что чересчур агрессивным, нагловатым водителям не стоит подрезать намеренно, с целью «наказания», не спешно двигающегося пожилого человека, поджимать или подгонять миганием фар сзади, круто маневрировать из ряда в ряд перед его носом или каким-либо иным способом заставлять изменить направление или скорость движения, поскольку за эти действия будет предусматриваться крупный штраф. Запись видеорегистратора - пострадавшего или свидетеля - достаточное основание для такого штрафа. Сотрудники дорожной службы надеются, что введение в обиход такой метки несколько снизит накал «войны на дорогах» всех против всех, сделает взаимоотношения участников движения более цивилизованными.

ПОМНИТЕ! Хороший водитель - это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Обычная цифра в паспорте. И не забудьте застраховать свой автомобиль! В российских страховых компаниях действует повышенный страховой коэффициент (1,37%) как для водителей с небольшим водительским стажем, так и для престарелых автолюбителей.
Комментарии (0)

Оставить комментарий