Ходить по врачам любят разве что ипохондрики. Для остальных это пугающее и нервное событие, в успех которого мало верится. Такой подход пора менять - на кону здоровье, а то и жизнь.
«ДОКТОР, ВЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ»
Пациенты вменяют в виду врачам немало обидного, на первом месте стоит непрофессионализм. Войдём в положение докторов: сложно точно поставить диагноз, если на общение с больным стандарты здравоохранения отводят 12-20 минут. За это время врач должен выслушать, заполнить кипу бумаг, выписать направления на анализы и назначить лечение. И впрямь тяжко, а тут ещё пациент то в молчанку играет, то строит из себя всезнайку. Поэтому совет первый: не становиться в оппозицию, а быть союзником. Рассказывать подробно о симптомах, не спорить, потому что требовательный тон не поможет наладить общение. Если диагноз и схема лечения кажутся неверными, отправляйтесь к другому врачу - это золотое правило действует во всём мире.
НЕ ГУГЛИТЬ
Самодиагностика по описаниям в Интернете - любимое занятие пациентов и головная боль врачей. Скажем прямо, толку от неё ноль, а вот вред немалый. Верно диагностировать болезнь по заочным описаниям - всё равно что удалять зуб по фотографии. Информация в сети часто необъективная, обрывочная, устаревшая. Кроме того, есть немало болезней, разных по сути, но совпадающих по симптомам. Например, грибковые заболевания кожи схожи с нейродермитом, но лечение разное. И если начать лечить грибок вместо дерматита, можно получить медикаментозную токсикацию, заодно упустив время и усугубив настоящую хворь. Наконец, начитавшись ужасов, больные боятся подтвердить диагноз у врача и теряют время. Выход один: не заниматься самодиагностикой, идти в клинику.
НЕ СКРЫВАТЬ
Сериальный доктор Хаус не ошибался, уверяя, что все больные лгут. Мы скрываем правду от врача по разным причинам. Боимся услышать безнадёжный диагноз. Не хотим показаться паникёрами. Стесняемся. Стыдимся, что так затянули с лечением... Во всех случаях молчание и ложь работают против нас. Соврём - врач неверно поставит диагноз, лечение не поможет, деньги будут потрачены впустую, но самое обидное - уйдёт время.
Пересильте себя и ответьте честно: как давно заметили первые симптомы, как и чем пытались лечиться, насколько сильны ваши вредные привычки, сколько пьёте безрецептурных таблеток, как долго пребываете в депрессивном настроении. Врач не осудит, а уточняющие вопросы нужны, чтобы точно изобличить проблему - и грамотно помочь. Простой пример: часто люди скрывают хроническое плохое настроение и бодрятся, им стыдно. И не менее часто за этим стоит небольшой гормональный сбой: комплекс из диеты, спорта и лёгких препаратов быстро возвращает к жизни - радостной и яркой. А если затянуть, проблемы со здоровьем перекинутся на отношения в семье, работу - и здравствуй, личный конец света.
НЕ ОБОЛЬЩАТЬСЯ
Есть пациентки, которые стесняются походов к врачу, потому что считают... что доктор с ними заигрывает. Доверительный тон, прикосновения, улыбки - что это, как не флирт? Стоп, рассуждаем здраво. Профессиональный кодекс предписывает медикам создавать тёплую дружественную атмосферу, чтобы пациент раскрепостился, перестал обманывать или замалчивать симптомы. Что касается прикосновений, то в некоторых сферах они необходимы - в психотерапии, физиотерапии, гинекологии, хирургии. Это позволяет расслабить мышцы пациента либо на ощупь точно определить болезненную область. Обычно врач сопровождает манипуляции объяснением: «Сейчас я дотронусь до поясницы. Потом осмотрю ваш живот, слегка пальпируя». Всё в порядке, доктору важны не ваши прелести, а здоровье.
МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ВОПРОС
Ещё одна из обид пациентов - корысть врачей - выписывают дорогие препараты, за что им идёт процент от аптечной сети. Увы, полностью оправдать сотрудников здравоохранения не получится. Однако если не по карману назначенный препарат, попросите доктора выписать дешёвый аналог - Дженерик. Иногда это допустимо по плану лечения, иногда нет: многие дженерики уступают оригинальному рецепту, значение имеет даже страна - производитель. Доброжелательно попросите составить бюджетный курс.
«У НАС В СЕМЬЕ ЭТО БЫЛО...»
Мы боимся боли, диагноза, смерти. Если страшное заболевание было в вашей семье, то страхи усиливаются. Реагируем привычно - к врачу нас не затащить. Поможет тщательная работа над собой. Общайтесь с людьми, пережившими болезнь. Услышите, что лучшая защита-профилактика, и без периодического обследования не обойтись. Займитесь решением и материальной стороны лечения: работающие граждане получают лечение по полису ДМС (добровольное медицинское страхование), остальным остаётся ОМС - полис обязательного медицинского страхования. В первом случае спектр бесплатных предоставляемых услуг шире, но его всё равно недостаточно. В России есть компании, которые предоставляют более щедрую страховку, в том числе на лечение за рубежом. Купите её, платите взносы - по крайней мере вы не будете беспокоиться, что станете обузой для близких, а это уже немало.