38fdfac5c531e12e
 0
Воскресенье
дек 11

Варвара Кашеварова-Руднева - первая в России женщина-врач и доктор медицины

Admin
Admin
Варвара Кашеварова-Руднева: женщина-врач
Профессия врача в наши дни - одна из самых «женских». Между тем в позапрошлом веке всё было иначе, и, чтобы покорить вершины высшего образования и стать медиком, женщинам нужно было пройти нелёгкий путь.

Медицина - одна из древнейших наук, у истоков которой стояли не только мужчины, но и женщины. Их называли знахарками, и обращались к ним за помощью в родах, просили избавить ребёнка от боли в животике, вылечить сердце.

Времена шли, настроения в мире менялись, и женщины, способные помочь больному, стали подвергаться гонениям. Их обвиняли в колдовстве, отлучали от церкви, даже убивали! На долгие годы доступ к высшим знаниям оказался закрыт. Мужчины получили право единолично заниматься медициной.

Варвара Кашеварова-Руднева: женщина-врач

Касалось это и России. Хоть «бабки» и повитухи с их народными знаниями ценились высоко не только в глухих деревнях, однако нельзя было представить, чтобы женщины имели высшее образование, занимали высокопоставленные должности и тем более осваивали искусство настоящего врачевания.

Вот почему 27 мая 1876 года в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге царило необычное оживление. Здесь предстояла защита диссертации на степень доктора медицины, на которую впервые в России претендовала женщина - Варвара Александровна Кашеварова-Руднева.

По воспоминаниям очевидцев: «Зал конференции был переполнен блестящими представителями науки и молодёжью. Заседание закончилось тем, что Кашеварову вынесли на кресле и торжественно пронесли по всем залам под горячие рукоплескания. Восторг толпы и приветствие молодёжи относились скорее не к личности врача, успешно защитившего диссертацию, а к торжеству идеи, к победе, одержанной женщиной на поприще серьёзной науки...»

НАВЕРХ


Однажды в подвале дома в Царском Селе (ныне Пушкин) истопник нашёл маленькую девочку, которая металась в беспамятстве. Он отнёс ребёнка в военный госпиталь, в котором ей поставили диагноз «брюшной тиф и полное истощение». Девочку выходили и уже готовили к выписке, а оказалось, что жить ей негде - она бродяжка, убежала из дома.

Девочка не знала своих родителей, и даже год рождения не был ей точно известен. Круглую сироту приютил сельский учитель в глухом местечке Витебской губернии. Она обслуживала чужую семью, выполняла всю грязную работу по дому, дети опекуна учились, а её даже к букварю не допускали. Поэтому она «ушла» в Петербург, скиталась по углам, нанималась прачкой и прислугой. И в итоге оказалась в подвале...

Варвара Кашеварова-Руднева: женщина-врач
Офицеры и медперсонал госпиталя организовали сбор денег на помощь девочке, ей купили обувь и одежду и стали искать приют. Один из офицеров написал своему дяде письмо в Петербург с просьбой приютить ребёнка.

Но долго Варя Нафанова, как звали девочку, в этой семье не задержалась. Началось её хождение из одних рук в другие в качестве приживалки. Зато её обучили грамоте и приобщили к изучению книг.

Когда она достигла брачного возраста, «добрые» люди, у которых она проживала, сосватали девочку за богатого купца Кашеварова - владельца прибыльного дома и двух мануфактурных лавок, который был старше её на 20 лет. Она поставила будущему мужу одно-единственное условие: тот должен был пообещать дать ей возможность учиться. Роль домохозяйки молодую Варвару не прельщала, её мечта - стать медиком и спасать людей, как спасли её саму в военном госпитале.

Однако у купца были свои планы на её счёт - безвестная сирота получила фамилию и обеспеченную жизнь, что ей ещё надо? Обещание своё купец не исполнил, более того, начал методично выбивать из молоденькой жены весь этот вредный вздор. Бесконечные побои и запирание надолго в комнате привели к тяжёлому нервному заболеванию. Полгода она находилась в лечебнице, а потом ушла от мужа.

ЕЩЁ ВЫШЕ


После мучительного развода и обретения свободы Варвара, наконец, приступила к осуществлению заветной мечты - к учёбе. Она узнала, что идёт набор в Повивальный институт при Воспитательном доме. С лёгкостью поступила на двухгодичные курсы обучения и за восемь месяцев досрочно окончила их, получив свидетельство с отличием. Комиссия решила наградить её за успехи денежной премией, но девушка молила в качестве награды дать ей возможность учиться дальше. Женское высшее образование в те годы только становилось, и удовлетворить «странную» просьбу выпускницы экзаменационная комиссия не решилась. 

Как это часто бывает, помог случай. Она узнала, что в Оренбургском крае открыли женские больницы - казачьему войску потребовались женщины с медицинским образованием для работы с мусульманским населением, поскольку к мужчинам-медикам мусульманки за помощью не обращаются. Узнав об этом, Кашеварова принялась хлопотать о получении высшего медицинского образования.

Кто-то посоветовал ей обратиться к начальству Оренбургского края, и после нескольких месяцев хождения по кабинетам она попала на приём к военному министру Дмитрию Милютину, известному либералу и реформатору.

Взяв на себя личную ответственность, на прошение девушки он наложил резолюцию: «Повивальную бабку Варвару Кашеварову оставить в Санкт-Петербурге для слушания лекций в здешней академии на 5 лет». Шёл 1863 год. Будучи студенткой, она добилась почти невозможного.

Во время учёбы в академии проявила склонность к научной работе. Однако нахождение женщины в академии в то время произвело сенсацию в обществе, что вызвало недовольство начальства. Преодолевая трудности, ей приходилось вести себя очень сдержанно и осторожно, подальше от всяких кружков и общественной деятельности.

«Я одна среди более чем тысячи студентов, и мне нужно было соблюдать величайшую осторожность во всех отношениях. За мной ведь следило столько зорких глаз, что малейшая ошибка повлекла бы моё удаление из академии, но начальство ничего не могло найти предрассудительного в моём поведении», - вспоминала она спустя годы.

Училась Варвара блестяще, судя по всему, у неё действительно были выдающиеся способности. И хотя противники женского образования попробовали подложить Кашеваровой очередную «свинью», предложив вместо диплома справку о прослушанном курсе. Варвара сумела добиться допуска и сдала экзамены. Не признать блестящие знания и увлечение научной работой студентки Кашеваровой не могли даже недоброжелатели. Её наградой стали золотая медаль и диплом врача-гинеколога. А на получение первой русской женщиной врачебного диплома откликнулась вся русская пресса, сообщение об этом появилось даже за рубежом.

Вскоре произошли перемены и в личной жизни Варвары - она вышла замуж за профессора Михаила Руднева, которого современники ставили в одном ряду с Пироговым.

Варвара Кашеварова-Руднева: женщина-врач

ЕСТЬ РАБОТЫ, ЕСТЬ ДИПЛОМ, НО...


В 1876 году Кашеварова-Руднева представила в Императорскую академию к защите докторскую диссертацию. Рецензию на неё дал известный хирург Николай Склифосовский. Так к диплому врача прибавился диплом первой в России женщины-доктора медицинских наук. Она получила учёное звание доктора медицины, однако существующие ограничения для женщин не позволили ей в дальнейшем посвятить себя научно-исследовательской работе. Варвара занималась в основном врачебной практикой, специализируясь в области акушерства и гинекологии. Хотя некоторые её научные работы публиковали в отечественных и немецких журналах, но в России вокруг её имени не утихала атмосфера неприязни - даже с дипломом доктора наук её не допускали к научной и преподавательской работе. В медицинском мире поговаривали, что все её работы - это заслуга Руднева. Оренбургскому краю за свою стипендию Варвара Александровна никогда не служила, поскольку такого прецедента, как зачислить её в число служащих местного военного госпиталя, и не акушеркой, а врачом, - не могли допустить! Выручала частная практика.


ВЫСОКАЯ ЦЕЛЬ - ВЫСОКАЯ ЦЕНА


Зимой 1877 года скоропостижно скончался профессор Михаил Руднев. И снова газеты подхватили слухи, будто виновата в его болезни и смерти жена. В крупных газетах стали появляться пасквили, посвящённые личной жизни Кашеваровой. Варвара Александровна вынуждена была привлечь авторов и редакторов к суду. А недоброжелатели обвиняли её в безграмотности, старались дискредитировать в глазах пациенток.

Не выдержав распространявшихся в Петербурге сплетен в свой адрес, уехала из столицы в глушь, на хутор. Занималась литературным трудом, издала на собственные средства популярную книгу «Гигиена женского организма», писала автобиографические очерки, один из которых назвала «Пионерка», занималась лечением и просвещением крестьян. В Старой Руссе она и умерла в апреле 1899 года в возрасте 56 лет.

В некрологе тогда писали: «День защиты диссертации был для неё днём очень горячих оваций. Другим торжественным днём стало 9 декабря 1898 года, когда все врачи Старой Руссы явились поздравить её с 30-летием врачебной деятельности. Но в это время Варвара Александровна была одинокой больной женщиной, забытой всеми теми, кто считал за честь поддержать ножку кресла, в котором её выносили из зала под рукоплескания толпы в день защиты диссертации...»

В годы Великой Отечественной войны кладбище, на котором была похоронена Кашеварова-Руднева, было полностью уничтожено, и сегодня на его месте ничего нет, только просторная лужайка.

Те, кто идёт по проторенной тропе, редко задумываются, как сложен был этот путь для первопроходцев. Как и редко вспоминают имена тех первых, благодаря которым идти легко и спокойно.
Комментарии (0)

Оставить комментарий