38fdfac5c531e12e
 0
Вторник
июн 10

История картины «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду»

Admin
Admin
«Мост Ватерлоо в пасмурную погоду»
Старая шутка, а как хороша: «Научиться отличать художника Мане от художника Моне очень просто: Мане - люди, Моне - пятна!» Действительно, взгляните, к примеру, на «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду». С первого взгляда и не разобрать, где там мост-то?! Жёлтые пятна среди синих мазков...

СЕРИАЛ «МОСТ»


Не надо быть врачом-окулистом, чтобы не задуматься: ощущение, будто Клод Моне страдал близорукостью, но рисовал без очков, а посему изображённые им вещи, даже если это гигантский мост в центре мегаполиса, превращались в размытое разноцветное нечто. «Разноцветное» - это мы лиху хватили, живописец по-французски экономно использовал из коробки с красками два-три цвета, что однако не помешало ему написать аж сорок одну штуку «мостов Ватерлоо»! Моне виртуозно доказал всему миру, что не только у серого имеется 50 оттенков. Их сотни у каждой составляющей спектра цветов...

Если выстроить все полотна в один ряд, то мы убедимся, что переезжать жить в Лондон, что бы кто нам ни пел, не стоит торопиться - погода в «зэ кепитал оф грейт британ» не блещет разнообразием: сплошь туманы да морось. Только такой прозорливый художник, как Моне, мог различить мутновато-жёлтые проблески солнца в холодной воде Темзы. Правда, маэстро не бывал в столице Великобритании летом, работа над «мостами» шла осенью 1899-го, в феврале 1900-го и в феврале-апреле 1901 годов. Знаменитый местный туман завораживал Моне. «Пришпилить» его к холсту стало навязчивой идеей художника. Он ещё долго дорабатывал пейзажи по возвращении домой, во Францию. Один из многочисленных вариантов мостов, а именно тот, который мы упомянули выше - «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду», датируется 1904 годом. Все остальные «моложе».

«Мост Ватерлоо в пасмурную погоду»Клод Моне "Мост Ватерлоо" 1903-1904 г. 

ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША


Моне не планировал распродавать «мосты». Он держал их у себя в мастерской, чтобы доводить до ума все одновременно. Сколько этот процесс продолжался бы, учитывая, что нет предела совершенству? Жизнь внесла свои коррективы, и полотна разлетелись кто куда. Один из «мостов» висит теперь в Санта-Барбаре, известной нам лишь по одноимённому сериалу, а, оказывается, там не только любовные страсти кипят, но и приличный художественный музей функционирует. Ещё один вариант очутился в городской галерее Дублина (Ирландия), а третий так и вовсе украсил собой стену полицейского управления голландского Роттердама! «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду» приобрёл наш соотечественник Михаил Рябушинский.

Странный был этот «ля русс». Родился в зажиточной семье, продолжил семейный бизнес, управлял банками, воротил миллионами, и всё бы хорошо, но душа купеческого сына рвалась к чему-то... Слов не подобрать... К тому, что за деньги не купишь? Оказалось, вполне себе купишь. Молоденький банкир начал коллекционировать живопись и как всегда преуспел. Кустодиев, Врубель, Сомов, Грабарь, Поленов, Дега, Писарро - любого гения начала XX века назовите, и Рябушинский тут же вам покажет его шедевр на стене своего особняка.

После Октябрьской революции 1917 года Михаил Павлович, резонно опасаясь грабежей, часть картин спрятал в тайнике дома, а остальное передал в Третьяковскую галерею - на временное хранение. Но ничто так не постоянно, как временное: вскоре Рябушинский эмигрировал, а картины остались в Третьяковке. Увы, среди них не было «Моста Ватерлоо в пасмурный день»...

Клод МонеКлод Моне 1905 год

ИЗ РУК В РУКИ


Фамилия Вильденштейн может быть известна вам из-за прославившейся на весь интернет-мир «женщины-кошки» Джослин Вильденштейн. Несчастная миллиардерша помешалась на пластических операциях и превратила собственное лицо в чудовищного вида маску. Свою звучную фамилию, как и финансы на любые капризы, она приобрела благодаря тому, что побывала замужем за отпрыском династии Вильденштейнов. Ох, знал бы основатель семейного клана, на что пойдут в будущем его денежки... 

Но в 1870 году портной Натан Вильденштейн мог думать только о том, как унести ноги из родного Эльзаса, оккупированного прусской армией. Он бежал в Париж, не иначе как роняя читки с иголками по дороге, поскольку в культурной столице Европы подвизался уже в качестве торговца картинами. Ни образования, ни художественного вкуса у Натана не было в помине, зато деловая хватка родилась вперёд него. К началу XX века Вильденштейн открыл галерею в новой столице мирового искусства - в Нью-Йорке, а чтобы бесперебойно поставлять туда шедевры, его сын раскинул сети в виде аукционных домов и нотариальных контор по всему европейскому континенту. Злые языки говорили, что агенты Вильденштейнов появляются в домах почивших членов знатных фамилий раньше, чем гробовщики. Охотились они, разумеется, не за всем наследством, а исключительно за предметами искусства. В один прекрасный для пронырливой семейки день «Мост Ватерлоо в пасмурный день» очутился в их американской галерее.

Здесь картину французского художника из русской коллекции купил сэр Александр Корда, знаменитый в те годы британский режиссёр венгерского происхождения. Позже он подарил полотно доктору Генри Лаксу, именитому кардиологу...

Где она сейчас? Говорят, шедевры сами выбирают себе владельцев. Учитывая, что в 2007 году на аукционе «Кристис» картина Клода Моне «Мост Ватерлоо в пасмурный день» ушла с молотка за 35 с половиной миллионов долларов, её новый хозяин весьма непростая личность...
Комментарии (0)

Оставить комментарий