38fdfac5c531e12e
 0
Пятница
авг 05

Чарльз Диккенс и его жена

Admin
Admin
Чарльз Диккенс и его жена
«Часто можно услышать фразу: «От любимых не уходят». На самом деле уходят, если не видят уважения, не ощущают своей нужности. Берут волю в кулак, чтобы избавиться от больной зависимости, сжимают пальцы так, что ногти впиваются в ладонь, воют в подушку до хрипа, но уходят. Потому что быть вместе смысла уже не видят. Потому что вместе плохо и больно»

БРАК ПО РАСЧЁТУ?


В феврале 1835 года начинающий репортёр Чарльз Диккенс отмечал свой 23-й день рождения. Среди приглашённых была Кэтрин Хогарт. 

«При личном знакомстве мистер Диккенс производит гораздо более благоприятное впечатление», - писала девушка своей двоюродной сестре после праздника. Должно быть, впечатление оказалось неизгладимым: вскоре Кэтрин дала согласие выйти за Чарльза замуж. Она была на три года моложе его, хорошенькая, с голубыми глазами, свежая, пухленькая, добрая и преданная. «Лучшей половиной», «жёнушкой», «миссис Д.» - только так, с безудержным восторгом, отзывался он о ней в первые годы их брака. Диккенс определённо гордился ею, а также тем, что сумел получить в жёны достойную спутницу. Хотя, возможно, всё было более прозаично.

Чарльз Диккенс и его жена

Брачные отношения в Англии времён Чарльза Диккенса были в высшей степени меркантильны. Более-менее свободными от расчёта в отношениях оставались беднейшие слои населения, у которых «денег нет и не предвидится». В общем, каждому сверчку полагался свой шесток, и всё было, по нашим меркам, очень-очень запущено.

Писатель родился в Портсмуте в семье состоятельного, но легкомысленного чиновника. Его отец обожал детей и всячески их баловал, в особенности наделённого богатым воображением Чарли. Однако вскоре наделал крупных долгов, и семья была разорена. Для изнеженного и разбалованного мальчика это был тяжёлый удар. В 11 лет ему пришлось оставить школу и пойти на фабрику. Это было очень трудное время. Отца посадили в тюрьму за долги, и самолюбие Чарльза жестоко пострадало. Тяжело было сносить постоянный голод, но хуже всего ощущение безысходности. Бедность угрожала невежеством, крушением надежд, а Чарльз мечтал стать образованным джентльменом и, возможно, поступить в Кембриджский университет. Но разве доступен Кембридж подростку с фабрики ваксы? Всё наладилось, когда отец получил небольшое наследство, уплатил долги, и Чарльза снова отдали в школу. Директор был груб, учителя не блистали знаниями, но здесь никакие насущные заботы не давили душу, разве только бремя невыученных уроков, чего с Чарльзом при его ненасытной любознательности просто не могло быть.

Окончив школу, честолюбивый и способный, он удачно выбрал профессию - в совершенстве изучил стенографию и стал парламентским репортёром. Эта работа раскрыла писательский талант Диккенса. В отличие от жениха Кэтрин изначально занимала более высокий социальный статус и была неплохо обеспечена. Не исключено, что талантливый репортёр, так мастерски описывавший жизнь «лондонского дна», не менее успешно использовал своё положение. Ведь издательство, в котором он работал, возглавлял не кто иной, как отец его избранницы, - Джордж Хогарт.

Известно, что всего за пару лет до свадьбы с Кэтрин юноша засыпал пылкими письмами с признаниями в любви ещё одну девушку - дочку банкира, но получил отказ. Испытав нужду в детстве, он мечтал не о высшем обществе, а о некоторых стандартных викторианских признаках благополучия: собственном доме, слуге, достойной семье. И, разумеется, о профессии, которая позволяла бы ему ни в чём не нуждаться. Женившись на Кэтрин Хогарт, он всё это почти получил.

ИСПЫТАНИЕ СЛАВОЙ... И ДЕТЬМИ


Как бы то ни было, в начале семейного пути пара была по-настоящему счастлива. Они поселились в квартире писателя. Сам романист говорил о том прекрасном для молодой пары времени: «Никогда я не буду так счастлив снова, как в той квартирке на третьем этаже - даже если буду купаться в славе и богатстве».

Кэтрин была типичной женщиной и женой в викторианской Англии. По воспоминаниям дочери: «У неё, как и у всех нас, имелись свои недостатки, но она была кротким, милым, добрым человеком и настоящей леди». Очень скоро Чарльз из журналиста, работавшего на её отца, превратился в знаменитого писателя, труды которого читала сама королева Виктория. Уже через пару лет после свадьбы убеждения Чарльза стали влиять даже на политические взгляды в стране. Он постепенно становился Великим писателем Диккенсом.

Джорджина
Они вместе путешествовали. Америка, Европа - эти путешествия дали Кэтрин возможность увидеть и познать то, что не доводилось большинству женщин того времени. Работа всё больше поглощала Диккенса. Обладая вулканической энергией, он мог писать два романа одновременно, выпускать свой собственный еженедельный журнал, который не только редактировал, но и работал с авторами, сам писал статьи. В те времена не было государственного образования, и Диккенс помогал открывать школы для бедных, ведь именно он в своём знаменитом рассказе «Рождественская история» писал, что общество разрушают невежество и нищета и невежество даже опаснее нищеты. Основал и содержал дом для молодых женщин, которые либо были проститутками, либо могли ими стать. В этом доме их никто не смел попрекать прошлым, и многие из них смогли найти себя в новой жизни.

кэтрин
Кэтрин же, по мере того как Диккенс один за другим выпускал романы и становился знаменитым писателем, одного за другим рожала ему детей, всего их было десять. Несмотря на то, что жена не перекладывала на него семейные заботы, её послеродовые депрессии и головные боли всё сильнее раздражали Чарльза, который, видимо, позабыл, что в процессе появления детей участвуют двое. С рождением каждого нового отпрыска он всё чаще впадал в депрессию. По его глубокому убеждению, небеса были к ним слишком благосклонны, и жаловался, даже молился о том, чтобы бог не был больше так щедр к ним.

Она страдала, и в те небольшие периоды между бесконечными беременностями и родами всеми силами старалась показать Чарльзу, что она может быть не только любящей супругой и заботливой матерью. Так, она находила время, чтобы сыграть роли в пьесах мужа, и опубликовала кулинарную книгу под названием «Что у нас на ужин?» Предисловие к книге написал сам Диккенс. Продуманный маркетинг сработал: в течение последующих девяти лет книга переиздавалась пять раз. Но несмотря на всё это она перестала интересовать мужа. А оставаться той томной миловидной барышней, которой она некогда была, у неё просто не оставалось сил.

Диккенс этого не желал понимать. Он всё больше отдалялся от неё и от семьи и даже перестал разделять с женой постель, отделив комнату ширмой. Хотя иногда проявлял хозяйскую рачительность - то самолично выбирал обои для комнат дома, куда собирались переезжать в очередной раз, то в домовых книгах указывал, у каких мясников заказывать мясо.

ЖЕНА НЕ СТЕНА


Положа руку на сердце признайтесь, что общество в любые времена снисходительно относилось к интрижкам мужчин, и неважно, свободны они или находятся в браке. На те «шалости», которые никогда бы не простили женщине, тем более замужней, с лёгкостью закрывают глаза и в наше время. А тогда, в викторианскую эпоху, такое поведение прощалось, особенно если это происходило за закрытыми дверями. Ведь внешне всё оставалось «благочинно».

Кэтрин ДиккенсКэтрин Диккенс - жена

У Диккенса были странные отношения с младшей сестрой жены - Мэри. Свояченица жила в доме Диккенса практически со дня его венчания. Мэри взирала на мужа сестры с восторженным почтением. Всё, что он говорил, было для девушки истиной в последней инстанции. Молодая родственница живо реагировала на реплики и шутки молодого писателя, внося в тихие семейные вечера свою непосредственность и юный задор. После её скоропостижной смерти от сердечной недостаточности Чарльз снял с пальца умершей колечко и не снимал до конца жизни. Образ Мэри Хогарт в будущем найдёт своё воплощение во многих женских персонажах Книг Диккенса: Роуз Мейли из «Приключений Оливера Твиста», маленькая Нелл Трент из «Старого магазина любопытства», Агнес из «Дэвида Копперфильда» и других.

Через какое-то время в их доме поселилась другая сестра Кэтрин - Джорджина, чтобы помогать Кэт воспитывать детей и справляться с хозяйством. Подтверждённых фактов измен Диккенса с ней нет, но для многих биографов странным являлся тот факт, что сестра Кэтрин отклонила двух претендентов на её руку и сердце.

Элен ТернанЭлен Тернан

В 43 года он увлёкся 18-летней актрисой Элен Тернан. Возможно, жена и дальше бы продолжала терпеть его поведение, но ей по ошибке доставили браслет, который писатель купил своей новой возлюбленной. Это поставило точку в их отношениях. Во время скандального развода миссис и мистера Диккенса многие принимали сторону писателя: разве можно жить с женой, которая не следит за собой, вечно в плохом настроении, тем более такому гению, как Чарльз Диккенс? Кто-то всё-таки сочувствовал ей: многие женщины могут понять, что непросто оставаться в хорошем настроении, когда ты всё время рожаешь и кормишь. Непросто быть счастливой, когда тебя не любят и критикуют. До конца жизни Кэтрин жила одна, Диккенс забрал у неё почти всех детей, только старший сын жил с матерью. Других детей воспитывала Джорджина, она перестала общаться с сестрой, всецело служа писателю. Следила она и за домом, была личным секретарём и помощником. Именно на её руках скончался великий романист.

Кэтрин пережила Чарльза на девять лет. А перед смертью отдала свою переписку с мужем, которую они вели в юности, дочери: «Отдай это Британскому музею - чтобы мир мог знать, что он любил меня однажды».
Комментарии (0)

Оставить комментарий