Невероятная, гениальная и яркая женщина – Фаина Раневская. Все, что она делала в жизни, в театре и в кино, не могло не привлекать к себе внимание своей грандиозностью и абсурдностью одновременно. Она не могла терпеть глупцов и бездарностей, для каждой жизненной ситуации у нее была припасена смешная и иногда даже чересчур язвительная реплика. Многие ее высказывания стали настоящими афоризмами, а ситуации из ее жизни вспоминаются в качестве анекдотов.
Кажется, что эта женщина никогда не унывала и ко всем неудачам могла отнестись с юмором. К сожалению, сама она так не считала. Об этом говорит ее просьба написать на собственном надгробии «умерла от омерзения».
«Какая ты актриса – ты посмотри на себя в зеркало!»
Родилась Фаина Фельдман (настоящая фамилия актрисы) в Таганроге, родине Чехова. Она никогда не чувствовала себя счастливой в семье своих родителей, состоятельных евреев. Мать она всегда вспоминала тихой, немногословной и сдержанной. Отец никогда не проявлял своей любви и легко мог обидеть своих детей. Когда Фаина сказала отцу, что хочет стать актрисой, тот ответил ей: «Какая ты актриса – ты посмотри на себя в зеркало!»
Девушка никогда не считала себя красивой, а в самом раннем детстве страдала от заикания. У нее почти не было друзей, она не проявляла интереса к учебе, зато много читала.
Псевдоним «Раневская» она взяла себе со спектакля Чехова «Вишневый сад», после просмотра которого началось ее увлечение театром.
Когда девушка объявила, что хочет стать актрисой, в семье разразился скандал. Она порвала со своими родителями и уехала в Москву учиться сценическому мастерству. Окончательная нить с родными оборвалась, когда Фельдманы эмигрировали из России. Она осталась одна, совсем без денег и близких людей.
«Переспав с несколькими театрами, я удовольствия так и не получила»
Начала Фаина Раневская свою театральную деятельность в массовке Малаховского летнего театра. Затем она скиталась по провинциальным театрам: это были Театр Драмы, Театр имени Моссовета, театр Пушкина. Но ролей у нее почти не было. Если и появлялись, то эпизодические, и играла она их с таким блеском, что после ее выхода зрители отказывались смотреть дальше спектакль без ее участия. Это не нравилось режиссерам, и они не раз снимали ее с ролей.
Больше всего в жизни Фаина Раневская была благодарна Павле Леонтьевне Вульф, которая случайным образом появилась в ее жизни. Она приняла молодую Фани в свою семью и стала для нее матерью, сестрой, лучшей подругой и учителем. Их дружба продолжалась до самой смерти Павлы Вульф.
«Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность»
Впервые в кино Раневская появилась в 38 лет. Роль в фильме «Пышка» – это ее дебют. Затем она сыграла еще в одном фильме Михаила Ромма «Мечта». Ей досталась главная роль. На родине фильму не очень повезло, так как вышел он на экраны в начале войны. Зато его оценили по достоинству за границей: Уинстон Черчиль смотрел этот фильм 15 раз, а Теодор Драйзер после просмотра «Мечты» вышел из затяжного запоя.
Самые яркие комедийные роли актрисы были в фильмах «Подкидыш», «Свадьба» и «Золушка», где она сыграла мачеху. Каждую роль она дополняла собственными репликами, и продюсеры не были против. Правда, ее легендарная фраза «Муля, не нервируй меня» стала настоящим наказанием для актрисы. Она возненавидела свою эпизодическую, но яркую роль в «Подкидыше» все душой. Даже когда на награждении орденом Ленина Брежнев не выдержал и произнес эту фразу, Фаина ответила ему: «Леонид Ильич! Так ко мне обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!». Раневская была любимицей вождей, но на это ей было, мягко говоря, наплевать, а правительственные награды она называла «похоронными принадлежностями».
«Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья»
У Фаины Раневской не было не мужа, ни детей. Она часто вспоминала свое разочарование в юности, после которого невзлюбила мужчин. Тогда она влюбилась в парня из театра. Однажды он сказал, что зайдет к ней вечером. Она волновалась и ждала его, решив, что это свидание. А он пришел со своей дамой и попросил Фаину немного «погулять, пока они тут справятся». «После этого я возненавидела мужчин, потому что они – мерзавцы», – призналась как-то Раневская.
Кто-то даже осмелился предположить о ее лесбийских наклонностях, ссылаясь на близкую дружбу с Анной Ахматовой и Павлой Вульф. Так ли это, никто точно не знает. Но и какое это имеет отношение к ее таланту?
«Будь он проклят, этот талант»
Осенью 1983 года Фаина Раневская покинула театр. Становилось все меньше здоровья и сил. 19 июля 1984 года великая актриса, человек-афоризм и самая яркая личность XX века умерла. Но ее экспромты и неожиданные высказывания способны обеспечить ей бессмертность:
- Я себя чувствую, но плохо.
- У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
- Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.
- Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке.
- Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
- Понятна мысль моя неглубокая?
- Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
- Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
- Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.
- Лучше хороший матерящийся человек, чем тихая воспитанная сволочь.
- Женщины — это не слабый пол. Слабый пол — это гнилые доски.