«Я научила женщин говорить…
Но Боже, как их замолчать заставить!»
А.А. Ахматова
Анна Ахматова — это женщина-символ серебряной эпохи XX века. В ее стихах так много жизни и боли, пронзающих даже равнодушные сердца! Страсть, любовь, печаль, тоска, вдохновение, уныние, безысходность и огонь жизни… Ахматова принадлежит к поэтам серебряного века, а ее творчество относят к акмеизму.
Детство и отрочество Анны Ахматовой
1889 году в Одессе в дворянской семье бывшего инженера-механика флота Андрея Горенко родилась девочка Аня. По долгу службы отца семья последовала в Санкт-Петербург, ставший вторым родным городом для Анны Ахматовой (настоящая фамилия Горенко). Но каждое лето Анна проводила у себя на родине. Псевдоним “Ахматова” она взяла в честь предка по роду матери, ордынскому хану Ахмату, поскольку отец был против того, чтобы его дочь подписывала свои стихи фамилией Горенко. До использования своего известного псевдонима Ахматова подписывала стихи “Анна Г.” С 1900 по 1907 гг Ахматова училась в гимназиях Петербурга и Киева. До 1910 обучалась на Киевских высших женских курсах. О своей учебе в общем Анна говорила, что училась сначала плохо, потом лучше, но без желания. В 11 лет появилось первое стихотворение Ахматовой.
Перелом судьбы и творчество
В 1910 году Анна, девушка из высшего дворянского сословия, вышла замуж за Николая Гумилева, акмеиста номер 1, считавшего, что человек должен идти по пути наибольшего сопротивления. Их брак можно назвать единством противоположностей. Познакомились они еще в Царскосельской гимназии будучи подростками (ей было 17, ему — 14). Гумилев не мог не влюбиться в фантастически красивую женщину с роскошными повадками ускользающей королевской змеи. Поначалу она сторонилась надменного и нескладного юноши, а он за свою недолгую жизнь написал ей 22 стихотворения и даже два раза пытался покончить жизнь самоубийством. Выглядит слишком по-юношески? Отнюдь. Эта пара избежала театральной пошлости, подтвердив самим себе, что их союз невозможен. Фактически он длился недолго, и Анна ушла, оставив за собой Николаю шлейф горьких разочарований: “И ты ушла в простом и темном платье, / Похожая на древнее распятье…” («Пятистопные ямбы», 1916, Н. Гумилев).
Их брак официально продлился до 1918 года, когда Ахматова вышла замуж за поэта Владимира Шилейко. Ее первый сборник “Вечер” вышел в 1912 году перед рождением сына, Льва Гумилева. Последующими известными сборниками стали:
- 1914 — “Четки”;
- 1917 — “Белая стая”;
- 1921 — “Подорожник”;
- 1922 — “Anno Domini MCMXXI”;
- 1923-1943 — “Тростник”;
- 1946 — “Нечет”
- 1963 — “Бег времени”
Самые трогательные и известные поэмы Ахматовой — “У самого моря” 1914, “Реквием” 1935-1940, “Путем всея земли” 1940 и “Поэма без героя” 1942. Примечательно то, что каждый сборник стихов Ахматовой отражает не только эпоху времени создания, но по большей части сам внутренний мир “серебряной” поэтессы. Сама же Ахматова утверждала, что посредством лирики и лирического героя гораздо легче спрятать себя, чем через написание прозы.
Внутри душевного котла
Как потомку дворянского происхождения и как поэту, Ахматовой пришлось нелегко во время революций и войны. Даже во время “оттепели” ее стихи не нашли должного признания со стороны государства и также не приветствовалось то, что они завоевывали и будоражили души людей. Одинокая мать (сын Лев Гумилев, долгое время провел в ссылках) и просто женщина, хотя и пользующаяся мужским вниманием, Ахматова не могла найти себе места в прямом и переносном смысле. Частые переезды с квартиры на квартиру, от знакомых к знакомым, постоянные жизненные неурядицы, непризнание ее личности в полной мере варились стихами внутри самой Ахматовой и рассыпались по белому листу, как звезды по ночному небу. Однажды она написала: “Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда” (из стихотворения «Мне ни к чему одические рати…», 1940).
Жизнь Ахматовой оборвалась в Домодедово, в 1966 году. После смерти, естественно не сразу, стали широко публиковать ее стихи, писать биографии, но государство еще долго негативно реагировало на проявление народной любви к поэтессе. Без государственной санкции сняли похороны Ахматовой, материалы которых использовали в 1989 году в документальном фильме “Личное дело Анны Ахматовой”. Почему же вопреки запретам ее читали и слушали? Ответ, как и все гениальное, кроется в простом: в самих стихах и поэмах Анны Андреевны, ведь только в них каждый может раскрыть для себя свою Ахматову.