От получения диплома до звания специалиста долгий путь. Профессиональные навыки и трудовой стаж - не единственное что нужно для карьерного роста. Возможно, идти вперёд мешают некоторые не очевидные на первый взгляд пробелы. Будем восполнять.
НЕ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Горшочек вари, в смысле принтер печатай, сканер сканируй, программа настраивайся. Разумеется, вы не должны выполнять ещё и работу IT-отдела, но базовые навыки компьютерной грамотности и обращения с оргтехникой вам определённо нужны. Проще научиться и делать всё самостоятельно, чем постоянно просить помощи коллег и прослыть офисной «неумёхой». На положительной репутации это точно не отразится.
Технические помощники значительно облегчают работу и оптимизируют её: многими документами можно делиться с коллегами по специальной сети, делать рассылки и отправлять заказчикам, боссу отчёты, чеки, таблицы, презентации. Многовесные файлы нужно уметь сжимать и форматировать. Одним словом, всеми необходимыми в работе компьютерными премудростями вы должны обладать на уровне продвинутого пользователя.
ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ
Хорошо, когда в коллективе все как на подбор адекватные, на одной волне и с чувством юмора, но даже в этих шоколадных условиях нужно соблюдать определённый этикет и субординацию. Офисные сплетни, интриги и заговоры часто оборачиваются плачевно для самих зачинщиков. Собираясь пошутить про побег бухгалтера в день зарплаты или начиная каждое рабочее утро со свежей шутки на весь офис, вспоминайте о своей репутации - кем вам важнее стать: высококлассным специалистом или офисным шутом?
Поговорка «Сначала думай, потом говори» - лучший совет для новых сотрудников. Ибо со своим уставом в чужой монастырь не ходят - если в новом коллективе принято называть уборщицу по имени-отчеству, то брошенное вами «тёть Ань» будет неуместно. Поэтому лучше играть по правилам большинства - понаблюдайте, как коллеги общаются между собой, какой стилистики придерживаются.
ЛИШНИЕ ВОПРОСЫ
Совершенно нормально чего-то не знать и задавать вопросы. Но и здесь должен быть разумный баланс: тот, кто никогда не задаёт вопросов, подозрителен с точки зрения рвения и заинтересованности в работе, чем тот, кто спрашивает постоянно. Но и последний вид сотрудников не очень привлекателен для руководства, потому что, проявляя живой интерес к работе, человек требует к себе много внимания и порой напрягает банальными вопросами. Некоторых так и хочется послать в гугл.
Восполнять пробелы и разбираться с непонятными рабочими моментами сначала лучше самостоятельно - в помощь поисковые системы, общий сервер компании или корпоративный сайт. А вот за уточнениями можно смело обращаться к коллегам и руководству. Умение оперировать информацией, её анализ и уважение ко времени других - жирный плюс к навыкам настоящего профи.
ОТСУТСТВИЕ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ
Если работа обязывает постоянно находиться в обществе самых разных людей и контактировать с ними, будь вы хоть семи пядей во лбу, успеха не видать, если у вас проблемы с коммуникацией. Грамотное общение с клиентами и партнёрами - залог того, что вас порекомендуют и вернутся к вам в дальнейшем. Не нужно подражать собеседнику, говоря на его языке, или, наоборот, отмалчиваться, объясняя что-то кивками или нечленораздельным угуканьем. Основные навыки вербальной и невербальной коммуникации не так сложны для запоминания и повторения. Во-первых, вы всегда должны демонстрировать хорошее настроение и лёгкую улыбку; во-вторых, смотрите не в глаза клиенту, а на переносицу или чуть выше, так избежите неловкости и бегающего взгляда; в-третьих, будьте вежливы и говорите с похожей интонацией собеседника, изредка повторяйте его жестикуляцию, это располагает и вызывает доверие.
НЕОРГАНИЗОВАННОСТЬ
Тем, кто опаздывает, лентяям и забывакам тоже не светит карьерный рост. Это, казалось бы, очевидно и на поверхности, но многие продолжают не придавать значения своей неорганизованности. А зря! Ожидание прихода нужного специалиста, его забывчивость и хаос на рабочем месте очень раздражают как клиентов, так и руководство. К тому же вечно опаздывающие люди в большинстве своём несобраны и уже с утра на нервах из-за нехватки времени, страха получить выговор. Делая всё в последний момент, неорганизованным сотрудникам тяжелее сосредоточиться на работе, потому что много сил и энергии они тратят впустую. Вместе с этим буксует и развитие в профессии. Поэтому, если хотите создать приятное впечатление о себе, начните с малого - попробуйте собраться на работу с вечера и лягте спать пораньше.