38fdfac5c531e12e
 0
Вторник
сен 29

Выбор профессии: самостоятельное решение или родительское программирование

Admin
Admin
Выбор профессии: самостоятельное решение или родительское программирование

Родительское программирование при выборе профессии – понятие, введенное представителем школы трансактного (иначе «транзактного») анализа Эриком Берном. Берн считал, что люди в значительной степени несамостоятельны в выборе профессии и реализации своих жизненных планов. Мы рассмотрим проблему программирования при профессиональном самоопределении сначала теоретически, а потом на конкретных примерах. И вы, уважаемые читательницы Милалинк, оглянетесь вокруг, проанализируете свой профессиональный выбор и сделаете вывод о том, насколько он был действительно вашим.

Выбор профессии как часть жизненного плана


У каждого ли из нас был жизненный план, когда нам надо было выбирать профессию? Осознанно, малоосознанно или подсознательно, но у каждого, считают представители психоанализа. Еще Юнг говорил о том, что дети «доигрывают» нереализовавшиеся планы родителей. Итак, как формируется программа:

  • Прежде всего, согласно Берну, родители планируют для ребенка степень удачливости или неудачливости не только в профессии, но и в жизни. Он приводит пример: мать считает дочь «безрукой неудачницей». Девушка успешно работает официанткой, но, как только видит в своем ресторане мать, роняет стопку тарелок.
  • Программирование может быть воспринято как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Если родители говорят: «Ты закончишь свои дни в психушке», ребенок вполне может стать впоследствии успешным психиатром, а не пациентом.
  • Степень программирования зависит от последовательности рождения детей. На старшего ребенка в семье оно распространяется в большей степени, на последующих – в меньшей. Особенно свободен в выборе младший ребенок в многодетной семье.
  • Примерами «положительного программирования» считаются профессиональные династии. Дети даже вступают в брак с представителями своей профессии, чтобы общие интересы поддерживали программу. Такое программирование относится к передаче программы «Родителю» в личности человека, то есть той ее части, которая не анализирует актуальность, а слепо следует традициям семьи. Такое династическое программирование касается профессий востребованных. Очень ярко это выражено, например, в медицинской среде. Если семья передавала «по наследству» профессию, которая стала неактуальной, человек может жестоко страдать, обвиняя реальность. Он просто не может осознать собственных возможностей для реализации и продолжает идти проторенным, хотя невыгодным для своего развития путем.
  • Менее жесткое программирование касается выбора профессии не точно такой же, как у родителей, но в этой же области. Например, в области консультирования либо работы «с цифрами». Личность более свободна в своем выборе, так как программа предоставляет выбор ее «взрослой» составляющей. Пример из жизни: ребенок с программой «ты должен считать» бросает факультет прикладной математики и успешно зарабатывает на жизнь игрой в покер.
  • Свободная программа «просто будь счастлив» наиболее успешна. Человек в этом случае позволяет себе перебрать несколько профессий без родительского давления. Особенно это важно в наше время, когда востребованность в той или иной профессии меняется очень часто.


Выбор профессии: оглянитесь вокруг


Проанализировав профессиональный выбор своих знакомых, вы легко можете проследить тип родительского программирования. А еще интересно обратить внимание вот на что:

  • Если старший ребенок не выполняет программу, младший может бросить свое успешное направление и начать реализовать «задачу» старшего. Пример: старшая девочка из семьи экономистов бросает экономический вуз и уезжает странствовать с рок-группой. Младшая, которая собиралась поступать в консерваторию, поступает… в экономический вуз.
  • Если человек часто жалуется на свою работу, скорее всего, он не осознает свое предназначение. Трагикомический пример: девушка с очень сильным династическим программированием «рабочий на фабрике» волей родителей была отправлена в вуз (в поисках «лучшей жизни»). Два раза бросала вуз, на второй раз окончательно, до сорока лет вела кружок танцев, боялась увольнения, жаловалась на жизнь. Когда ее все-таки уволили, пошла работать в цех, где работала ее мать. Сейчас уверена в себе, довольна жизнью.

Уважаемые читательницы Womie! Осознать свою программу – это значит сделать значительный шаг на пути к своему счастью. Позвольте «взрослой» составляющей своей личности сделать выбор самостоятельно!
Комментарии (0)

Оставить комментарий