38fdfac5c531e12e
 5
Четверг
авг 10

Как выучить иностранный язык. Советы преподавателя

Admin
Admin
Как выучить иностранный язык. Советы преподавателя
Изучение иностранного языка всегда кажется очень сложной, а порой даже невыполнимой задачей. Преподаватель английского и французского языков Ольга KOЛОМНИKOBA поделилась секретами о том, как побороть страх перед языком, почему любовь может стать лучшей мотивацией и зачем менять себе имя!

- Ольга, правда, что изучение языков замедляет старение мозга?

-Да, совершенно верно. Хотя многие считают, что с возрастом процесс обучения идёт сложнее, это не так. На самом деле люди в возрасте медленнее входят в процесс, но зато они более ответственны и всегда добросовестно выполняют домашнюю работу. Для мозга это полезная тренировка, потому что с возрастом некоторые его функции могут ослабевать, а обучение вновь активирует их. В моей практике студенты, которым уже за 50 лет, достигают блестящих результатов.

- Открылись ли какие-нибудь новые возможности для тех, кто стремится изучать иностранные языки?

- Безусловно, это развитие информационных технологий и появление онлайн-уроков. Они также эффективны, как и уроки с преподавателем в традиционной обстановке. Но вам не надо тратить время на дорогу, достаточно включить компьютер - и урок начался! Вы находитесь у себя дома в привычной обстановке, а это снижает уровень стресса, следовательно, улучшает усвоение материала. Иногда я практикую с учениками занятия без камер, урок превращается в телефонный разговор. В итоге понимание затрудняется, но это хорошее упражнение на аудирование - уметь воспринимать язык на слух.

-    Все мы помним нудные уроки грамматики на уроках в школе. Сегодня подход к преподаванию изменился?

-    В изучении языка есть всего четыре направления: разговор, чтение, письмо и аудирование. На мой взгляд, самый эффективный метод-коммуникативный. Он позволяет комбинировать все четыре аспекта, уделяя большое внимание разговору. Потому что есть только один способ научиться говорить - это говорить. Посему на первом уроке мы учимся здороваться, называть своё имя, спрашивать, как дела. Очень важно, чтобы появилось ощущение диалога. Как правило, за «скелет» я беру какие-то реальные фразы и реальные ситуации. По мере изучения языка мы со студентами практикуем метод погружения. Они «забывают» о том, как их зовут, и то, что они из России. Мы каждому придумываем новое имя, место жительства, личную историю, профессию, и они магическим образом погружаются в новую атмосферу! Когда ученики достигают определённого уровня, я стараюсь всё объяснять на иностранном языке. И только если что-то непонятно, подключаю русский. Фокус в том, что даже английское слово можно объяснить на английском языке. И дабы убедиться, что студенты поняли, я спрашиваю у них: «Как это будет по-русски?». На более высоком уровне русский стараюсь не использовать совсем. Но он уже и не нужен, потому что схема перевода отключается, и многие начинают думать на английском. 

-    Многие считают, что у занятий с носителем языка есть очевидные преимущества. Каково ваше мнение?

-    Существенный недостаток такого метода для новичков в том, что на объяснение уходит много времени, а урок всё-таки ограничен. Я думаю, он подходит только тем, кто уже знает язык.

-    А что лучше - групповые или индивидуальные занятия?

-    Всё зависит от человека. Если студент успевает за всеми в группе, то ему там комфортно. Есть дух соревнования. Идти туда хочется и для того, чтобы пообщаться. Но если ученик чувствует, что он из 20 человек последний, то мотивацию можно потерять, потому что будет думать, что он хуже всех, и, скорее всего, прекратит занятия. Группа должна состоять из 3-5 человек, максимум 7. Но, конечно же, при индивидуальном обучении прогресс проходит быстрее при условии, что вы не пропускаете занятия и выполняете домашнюю работу. Так у вас больше возможности задавать вопросы преподавателю, к тому же вы слышите правильную речь.

-    Что может мешать даже «начать хотеть» выучить язык?

-    Как психолог, могу сказать, что все наши ограничения таятся в голове. Например, где-то в подсознании есть мысль, что когда мы выучим язык, что-то произойдёт, а мы этого не очень хотим или боимся. У меня была студентка, которая всё забывала после урока и никогда не выполняла домашнюю работу. Пообщавшись с ней, мне удалось выяснить, в чём дело. Оказалось, они с мужем собирались переезжать в Канаду, и она учила французский для сдачи экзамена. Но переезжать ей не хотелось, поскольку здесь работала юристом в престижной компании, у неё был сильный страх, что на новом месте не сможет работать на таком уровне. Отсюда и нежелание изучать язык. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что без мотивации учишься не очень охотно. Я как-то пыталась самостоятельно выучить китайский, но язык «не пошёл». Всё потому, что не решила, для чего мне это нужно.

-    То есть искусственно мотивацию не взрастишь?

-    Не каждому человеку иностранный язык нужен в принципе. Есть много успешных людей, которые добились всего и без знания языка. В современном обществе это важный атрибут, но он необязателен для всех. И если вам удастся найти работу и добиться успеха и без английского, вероятно, вы надолго будете откладывать изучение. Например, пока на интервью вам не скажут: «Извините, но нам нужен человек со знанием английского».

-    Одной из основных трудностей при изучении языка считается языковой барьер. Почему он возникает?

-    Языковой барьер - это психологическое препятствие, которое не позволяет нам либо вообще учить язык, либо на нём разговаривать. У меня были в практике такие студенты, которые самостоятельно дома изучили учебники, знали всю грамматику, могли написать тест на отлично, но не могли составить даже самый простой рассказ о себе. У многих психологический барьер создаётся ещё за школьной партой. Например, ученик делает ошибку, и учитель его тут же перебивает, не давая закончить предложение. Если это повторяется из раза в раз, создаётся комплекс, что он постоянно ошибается, возникает страх, который «идёт» с ним по жизни.

-     Какие приёмы вы используете для преодоления подобных комплексов у учеников?

-    Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Невозможно выучить язык, не совершив ни одной ошибки, и их разбор помогает прогрессу. Я всегда дослушиваю ученика до конца, а ошибки записываю и уже позже объясняю. Но ни в коем случае не критикую, а хвалю за правильно построенные фразы. Тогда у студентов появляется эмоциональная подпитка. Но чаще страхи надуманные. Иностранец всегда рад, если мы пытаемся выучить его язык. Во Франции, если вы решите посетить ресторан и пообщаться с официантом по-французски, вас даже обслуживать будут по-другому.

-     Как понять, что преподаватель не подходит?

-    Если вы уже довольно долго занимаетесь, но результата нет, и вы точно знаете, что делаете всё, что говорит учитель. Ошибка учителя может быть в том, что он подобрал для вас слишком сложный материал. Допустим, вы вместе изучаете какой-то текст, и в каждом предложении есть незнакомое слово. Или он просит сделать вас аудирование, а вам приходится слушать его по 10-20 раз, чтобы понять. Но и вам не стоит иметь каких-то ложных ожиданий, и удивляться, посещая учителя раз в месяц, почему я ещё не говорю. Это всегда общий вклад в процесс. Но основной критерий - хочется ли вам идти на следующее занятие.

-    Читала, даже если в совершенстве овладеть языком, без практики это достижение сомнительно. Это правда? 

-    Да. Это как игра на музыкальном инструменте: если вы не будете практиковаться, то язык будет постепенно забываться. Память работает одинаково с любой информацией. А поскольку место на нашем «жёстком диске» ограничено, память сама избавляется от ненужного. Это как с номерами телефонов: тот номер, по которому звоните каждый день, вы помните наизусть, а тот, по которому раз в три месяца, - приходится искать в записной книжке. Важно самостоятельно заниматься в перерывах между уроками. И лучше это делать каждый день по 20 минут, чем по 5 часов только в выходные. Так мозгу проще сохранить информацию. Если можете читать - читайте, хотя бы по одной странице в день.

-    Вдохновите наших читателей?

-    Одна моя ученица мечтала уехать в Париж. Я готовила её к экзамену. Уже пять лет она живёт в одном из красивейших городов мира, и я ею горжусь. Хорошей мотивацией к изучению языка является любовь. И я знаю такую счастливую пару: романтичный француз и русская красавица. Поверьте, подобные истории и меня вдохновляют!

СОВЕТЫ ОТ ПРОФИ


  • Книги рекомендую в оригинале или адаптированные к вашему уровню. Перевод на соседней странице расслабляет. Другое дело, найти слово в словаре. Пять раз поищите, в шестой запомните
  • Приложения для смартфонов - отличный помощник! LinguaLeo поможет вам пополнить словарный запас. Забавный львёнок будет всячески требовать к себе внимания. Для просмотра видео рекомендую Ororo.tv - это сериалы с субтитрами. Для обучающего видео советую TED Talks. Можно выбрать и тематику, и продолжительность. Видео действительно увлекают! Extra - сериал для начинающих изучать французский, английский, испанский и так далее. Для него даже есть рабочие тетради, и все герои разговаривают медленно
  • Найдите иностранного друга по переписке. Общение - прекрасный способ улучшить свои навыки
  • Вы студент старой закалки и привыкли записывать в тетрадь? Тогда купите красивый дорогой учебник, тетради ручной работы. Организуйте рабочее место так, чтобы за ним хотелось сидеть
  • Если вы видите рекламу «английский за месяц» - это маркетинговый трюк. Для того чтобы начать разговаривать, нужно хотя бы год заниматься 2-3 раза в неделю и выполнять домашнюю работу.
Комментарии (0)

Оставить комментарий