Каждый родитель хотел бы видеть своего ребёнка счастливым. А что такое счастье? В немалой степени оно зависит от возможности реализовать заложенные таланты, работать с удовольствием. О том, как помочь ребёнку выбрать счастливую судьбу, рассказывает психолог Юлия CAMОЙЛОBA
ЧТО ТАКОЕ ТАЛАНТ?
Когда мы говорим о талантах, то чаще всего подразумеваем, что ребёнок талантлив в какой-то одной из творческих сфер. Например, великолепно рисует, играет на музыкальном инструменте, замечательно танцует... На самом деле, рассуждая так, мы на ребёнка, лишённого этих способностей, автоматически навешиваем ярлык - обыкновенный (бесталанный). Тогда как на деле у каждого человека с рождения уже заложены свои уникальные способности (таланты), которые при определённых условиях могут раскрыться. Бесталанных людей не существует! И это нужно принять как аксиому. Только способности могут находиться в самых неожиданных сферах. Например, у ребёнка может быть талант межличностных отношений. В этом случае родители даже не расценивают это как талант. Ну подумаешь, кучу друзей/приятелей имеет, часами болтает по телефону, разве это талант?! А ведь, согласитесь, в современной жизни умение выслушать и понять других людей очень ценно. В 1980 годах американский психолог Говард Гаднер написал книгу «Рамки ума», в ней он выделил различные типы талантов. Каждый из них определяет характер, круг интересов и любимых занятий человека. Так, ребёнок, одарённый вербально-лингвистическими талантами, - это будущий журналист, писатель, переводчик. Цифровой талант относится к любой деятельности, связанной с цифрами. Пространственные таланты, при которых ребёнок любит рисовать, увлекается лепкой, аппликацией присущи будущим художникам и дизайнерам. Физический связан не только со спортивными достижениями, но и с тем, что человек имеет «золотые руки». Музыкальный говорит сам за себя. Естествоведческий наделяет даром иметь дело с животными и растениями.
Поэтому главное, когда речь идёт о талантах, понять, что любая способность - это уже талант. И неважно, с какой сферой деятельности он может быть связан. Главное, рассмотреть его в своём ребёнке, подарив в будущем возможность трудиться с удовольствием.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ ТАЛАНТ
Существует выражение: «Талант пробьётся всегда». На самом деле это не так. Часто росток таланта ребёнка, который мог бы вырасти в крепкое деревце, погибает, не получив поддержки. В силах родителей дать эту поддержку.
НАБЛЮДАЙТЕ
В большинстве случаев ваш ребёнок будет автоматически делать то, что любит, не спрашивая вашего имения по этому поводу. А ваша задача на мешать заниматься любимым делом, каким бы бессмысленным оно вам ни казалось. Скажете: «Что может быть проще!» На самом деле здесь таится подвох. Мы готовы принимать только те занятия, которые, по нашему мнению, имеют смысл (например, занятия спортом). К таковым явно не будут относиться просмотр фильмов или бесконечное чтение бесполезных, по вашему мнению, бульварных романов. А ведь, кто знает, возможно, в вашем ребёнсе скрывается будущий режиссёр, которому интересно понять, как развивается сюжетная линия. Поэтому научитесь принимать увлечения вашего чада, спрашивайте, почему ему интересен тот или иной вид деятельности. Возможно, удастся найти «бесполезному» занятию творческую замену, записав в соответствующий кружок.
НЕ БУДЬТЕ РАВНОДУШНЫМИ
Часто, отдав ребёнка в кружок, родители считают, что они уже выполнили главную задачу. На деле же он нуждается в интересе мамы и папы к тому, что он делает. И, более того, именно интерес родителей длительное время является сильнейшим мотиватором для ребёнка. А если родитель безразличен, то и желание заниматься может исчезнуть. Поэтому ходите на спортивные соревнования или отчётные концерты, спрашивайте, чему ваш ребёнок научился. Покупайте то, что поможет развитию его таланта, это могут быть книги, диски, специальные журналы.
Стоит иметь в виду, что, помимо эмоциональных и материальных затрат, от вас потребуется в условиях острой нехватки времени найти это самое время, чтобы отвести ребёнка в кружок. Особенно сложно, если у вас нет поддержки бабушек. Но если ваш ребёнок получает от занятий настоящую радость, подумайте, как сделать ситуацию удобной для всех: найти ближе такой же кружок или обратиться за помощью к кому-то из соседей.
ОЦЕНИВАЙТЕ БЕЗ ОЦЕНОК
Учитесь правильно хвалить. Привычных многим родителям слов «молодец» или «умница» недостаточно. Вы должны подробно описать (!), что у ребёнка действительно получилось хорошо. Например: «Как здорово ты вырезал звёздочки», «Ты прекрасно разучил эту мелодию!» Даже если вам не нравится вся работа в цепом, найдите в ней что-то красивое, чем она уникальна. Так у ребёнка возникает убеждённость: «Я уже умею это делать», и он пытается освоить новое. Не критикуйте! Критика для многих детей, как ушат холодной воды: «Я не умею, а значит, не стоит и пытаться». Если вы видите, что у ребёнка не получается, внесите своё предложение, как можно сделать лучше, покажите свой вариант. При такой завуалированной критике ваш сын/дочь учится понимать радость совместной работы и получает подсказку, как исправить её недостатки.
ПОМОГИТЕ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ
В известной поговорке сказано: «Талант-это 10% способностей и 90% труда». Конечно, если деятельность ребёнку нравится, внутри него уже заложена мотивация творить. Но с развитием таланта может быть связано получение знаний в различных областях, заниматься которыми ребёнку порой не хочется. Представьте, что ваш малыш обладает богатой фантазией, сочиняет на ходу и вы понимаете - это задатки писателя. Но при этом он терпеть не может русский язык, делает ошибки. В этом случае раскрытию таланта будет элементарно мешать безграмотность. Поэтому старайтесь найти для ребёнка учителей-помощников в «выбранной» сфере деятельности. Объясняйте, для чего ему могут понадобиться смежные специальности.
Кстати: существует мнение, будто развить с помощью усилий в себе можно любой талант. Я его не разделяю. На самом деле каторжный труд заниматься тем, что не вызывает никакого энтузиазма. А между тем «лишние занятия» отнимают время от возможности развить настоящий талант.
ПОДДЕРЖИТЕ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ШАГ
Вкус к желанию сделать что-то сверх того, что уже умеешь, заложен в каждом ребёнке. Поэтому время от времени подкидывайте ему более сложные задачи. Например, ваша дочка научилась готовить омлет, предложите в следующий раз освоить омлет с помидорами и ветчиной. Или она регулярно поливает цветы, а вот пересадить цветок или посадить его сама ни разу не пробовала... Это правило применимо к развитию любой способности. Ваша задача на основе того, что умеет ваш ребёнок, предложить более творческую задачу. Постепенно он научится ставить новые цели самостоятельно.
НЕ ТРЕБУЙТЕ
Иногда, заметив, что у ребёнка начинает что-то получаться, родители создают для него своеобразную «ловушку результатов». Дети всегда хотят порадовать своих родителей, поэтому нередко продолжают деятельность только потому, что знают, чего действительно хотят от них. Например, мечтая порадовать родителей, сын/дочь может посещать неинтересный кружок или музыкальную школу. К сожалению, этот аспект мешает открытию основных интересов. Поэтому замечайте «победы» ребёнка, но не делайте их самоцелью, объясняйте, что он должен получать радость от занятий.
НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ
Часто бывает так, что родители в своей жизни мечтали о приобретении какой-либо профессии. Впоследствии они как бы пытаются компенсировать это, навязывая специальность детям. Но к каждому ребёнку и к каждому человеку приходят его собственные уникальные желания и интересы. Позвольте ему самому решать, что он хочет делать. Это не значит, что вы должны быть равнодушны к занятиям ребёнка. Ведь о многих вариантах досуга он может не знать. Поэтому предлагайте разнообразные вещи: например, уроки музыки и рисования, танцев, школу шахмат, кружок «Умелые руки», театральную студию, кружок дизайна или цветоводства, список можно продолжать бесконечно. Ничего страшного, если ребёнок будет периодически менять кружки. Таким образом он ищет свою сферу деятельности.
ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР
Первые 10 лет жизни ребёнок чутко реагирует на увлечения родителей, поэтому может копировать многие ваши пристрастия. Тут нет ничего страшного, если ему это нравится. Главное, вы должны обратить внимание на то, как сами относитесь к своей работе, да и вообще к любой деятельности. Если в вашей речи бесконечно звучит: «Работа - это каторга, невыносимая скука» или ещё жёстче - «рабство», то ваш ребёнок подсознательно впитает, что труд -дело неблагодарное. Впоследствии эта установка может помешать ему заниматься даже любимым делом. И, наоборот, если он видит, как вы чем-то увлечённо занимаетесь, не жалея времени и сил, то заражается энтузиазмом, приобретает внутреннее ощущение: труд - это здорово!
P.S.: А если таланта совсем нет? Поверьте, так не бывает! Надо просто отбросить ложную гордость и перестать тратить силы в борьбе за «престижные» таланты и заметить задатки именно вашего ребёнка. Не расстраивайтесь, если вы прикладываете максимум усилий, но не можете определить, в какой сфере у ребёнка наибольшие способности. Продолжайте наблюдать, обратитесь за помощью к психологу, но помните: некоторые таланты в полной мере раскрываются только с возрастом.
РАСКРОЙТЕ СВОИ ТАЛАНТЫ
Каждый талантливый человек хоть раз в жизни встречал яркую личность, оказавшую на него сильное влияние. Станьте такой личностью для своих детей, раскрыв свои таланты или, как сказал известный педагог Януш Корчак, автор книги «Как любить ребёнка»: «Будь самим собой, ищи собственный путь! Познай себя прежде чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребёнок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».
Каждый талантливый человек хоть раз в жизни встречал яркую личность, оказавшую на него сильное влияние. Станьте такой личностью для своих детей, раскрыв свои таланты или, как сказал известный педагог Януш Корчак, автор книги «Как любить ребёнка»: «Будь самим собой, ищи собственный путь! Познай себя прежде чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребёнок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».