Когда ребёнок начинает посещать сад, мамы и папы сталкиваются с рядом проблем, от решения которых зависят не только комфорт и здоровье крохи, но и душевный покой родителей. Как преодолеть трудности! Что делать, чтобы ребёнок полюбил детский сад! Опытом делятся наш постоянный эксперт — детский психолог Елена ЗАДOPOЖНАЯ и мамы со стажем.
Проблема №1 Ребёнок часто болеет
Елена ЗАДOPOЖНАЯ:
«С приходом в сад дети начинают чаще болеть. Это нормально, так организм реагирует на распространённые во внешней среде вирусы и бактерии и учится строить оборону. Избежать лишней нагрузки поможет выбор времени года, когда вы впервые поведёте ребёнка в сад. Лучше это сделать летом, когда циркуляция вирусов в воздухе минимальная. К тому же в тёплый сезон дети большую часть времени проводят на солнце, в меню присутствуют фрукты, ягоды, овощи - всё это способствует укреплению иммунитета. Однако желательно, чтобы первые три месяца посещения ребёнком сада вы оставались дома и в случае частой простуды лечили малыша до полного выздоровления».
Советы Светланы, мамы 5-летнего Егора: «За год до поступления в сад несмотря на косые взгляды бабушек стала позволять ребёнку ходить босыми ногами, открывала форточку, давала ему мороженое, прохладную воду. В садике он всё равно столкнётся с похожей ситуацией, пусть будет готов. Кстати, я противница лекарств, которые дают на всякий случай здоровому ребёнку (анаферон, кипферон), поскольку, считаю, подобные назначения - дело врача и лишняя химия детскому организму ни к чему. Приучила к фруктово-овощным сокам, осенью и зимой даю сыну жидкие пробиотики с живыми бактериями, например, Бифидум Баг (можно принимать внутрь, капать в нос, полоскать горло). Подробная информация о приёме есть в упаковке. Утром смазываю нос оксолиновой мазью, дома - промываю физраствором. И главное - при первых признаках болезни (ребёнок вялый, появился насморк) оставляю его дома, чтобы не подвергать риску заражения других детей (хотелось, чтобы и другие родители поступали так). Кстати, своевременное лечение помогает быстро справиться с болезнью, и дело не доходит до антибиотиков».
Проблема №2 Адаптация
Елена ЗАДOPOЖНАЯ:
«Адаптация может занять от нескольких недель до полугода - всё зависит от индивидуальных особенностей малыша, а также от уровня предсадовской подготовки. И связано это по большей части не со способностью малыша к общению, а с новым для него ощущением - жить в большом коллективе, ждать своей очереди, чтобы сходить в туалет или вымыть руки, есть, одеваться и раздеваться самостоятельно, уметь занять себя. Разумеется, ребёнок, которому подобные навыки прививались дома, быстрее проходит этап адаптации и с минимальным стрессом. Задача родителей - научить ребёнка практичным навыкам самообслуживания. Обязательно придерживайтесь режима дня. Хорошо, если он будет повторять распорядок в детском садике. Малыш должен есть в определённое время и днём спать. Вообще, это важно делать не только для того, чтобы ребёнок легко вписался в садовскую жизнь, но и для его нормального психического и физического развития».
Советы Елены, мамы 6-летней Таисии: «Чтобы Тося узнала как можно больше о садике, мы стали в него играть. Кукла была воспитателем (управляла я), а другие игрушки - детьми. В игровой форме мы изучили распорядок дня, уяснили, что воспитателей и нянечек надо слушаться, а с детьми дружить. Я придумала своеобразные соревнования: «Кто быстрее наденет носки - папа или дочь?»; «Кто быстрее разденется?» Для моего ребёнка - это лучшая форма обучения, она всегда стремится выигрывать. Во время прогулки я часто задавала вопросы, например: «Что ты будешь делать, если захочешь в туалет на улице?» Дочь отвечала: «Подойду к воспитательнице и скажу ей об этом». А ещё с родителями из группы договорились встречаться в выходные дни и куда-нибудь ходить вместе с детьми (в парк, планетарий, на аттракционы). Общие прогулки, дружеская весёлая атмосфера сблизили детей. В садике они часами обсуждали свои «приключения» и планировали, куда ещё сходить».
Проблема №3 Тоска по родителям
Елена ЗАДOPOЖНАЯ:
«Мамочка, когда ты за мной придёшь?» - такой вопрос задают многие дети, переступившие порог детского сада. Чаще всего выраженная тоска по родителям связана с дефицитом родительского внимания. С рождения до семи лет малышу необходимо эмоциональное и телесное общение с матерью. Если его недостаточно, то ребёнок цепляется за любую возможность побыть с родителями, а детский сад - одна из явных преград. Уделяйте малышу внимание - обнимайте его, целуйте, чтобы он чувствовал вашу любовь. Так малыш поймёт, что интересен и ценен для родителей, независимо от того, хорошо ли он поел, не забыл ли помыть руки или убрать за собой игрушки. И никогда не бросайте фразы типа: «Будешь плохо себя вести - останешься жить в садике». Помните: ребёнок верит любым вашим словам. Подобными высказываниями вы даёте ему лишний повод для беспокойства: он будет переживать весь день. Относитесь с уважением к чувствам маленького человечка и подбирайте правильные слова для общения».
Советы Людмилы, мамы 4-летнего Арсения: «У нас поход в садик - целый ритуал. Вначале я ласково бужу малыша, целую его и разрешаю ещё 10 минут полежать в постели. Пока он одевается, рассказываю, что мне снилось, и спрашиваю, что снилось ему. По дороге в сад мы что-нибудь напеваем или просто разговариваем. Я никогда не превращаю расставание в драму: не говорю, что буду скучать, и не плачу. Напротив, стараюсь успокоить сына: «Надеюсь, у нас будет хороший день, а вечером я за тобой приду и расскажу, что у меня произошло, а ты расскажешь свою историю». Потом обнимаю, признаюсь в любви, целую, и ребёнок спокойно идёт в группу. Важно при этом сохранять спокойствие, совладать с собственными тревогами, ведь дети чувствуют наши эмоции. И главное - никогда не убегайте, подкараулив момент, когда ребёнок отвлечётся! Представьте, что он при этом чувствует: отвернулся буквально на минутку, а мама исчезла - неожиданно, без объяснений, даже не попрощавшись! Ребёнок растерян, испуган, обижен. Он может думать: «Не обманет ли мама опять?», «Не бросит где-нибудь в магазине?» И чем больше это будет беспокоить, тем сильнее он будет цепляться за вас при расставании, стараясь ни на минуту не упустить из поля зрения. Будьте предельно честны с малышом, чтобы он меньше скучал. Сделайте «ромашку» из фотографий: в центре фото ребёнка, а лепестки - фотографии родителей, бабушек, дедушек. Приклейте «ромашку» к его шкафчику, и ваше прощание станет проходить гораздо легче. У нас такими цветочками обзавелась вся группа».
Проблема №4 Конфликты с воспитателем
Елена ЗАДOPOЖНАЯ:
«Нередко мы, взрослые, формируем у ребёнка страхи, запугивая его незнакомыми людьми: «Веди себя хорошо, а то тебя заберёт милиционер», «Если не будешь есть, тебе сделают укол!», «Быстро ложись спать, иначе придёт злая ведьма и съест тебя!» А потом удивляемся, почему ребёнок боится врача или рыдает в садике, когда воспитательница чуть повысила голос. Обязательно формируйте у ребёнка положительное отношение к воспитателю: «Она добрая, заботливая и, если немного кричит, - это для дисциплины». Обращайте внимание даже на мелочи: «Как красиво Мария Петровна завязала тебе шнурочки! Она, наверное, тебя очень любит». Если у вас есть претензии к воспитателю - никогда не говорите о них при ребёнке. Но в любом случае не бойтесь их высказывать, психологическое и физическое здоровье ребёнка должно стоять на первом месте».
Советы от Татьяны, мамы 5-летнего Богдана: «Здоровье и покой ребёнка в основном зависят от двух взрослых людей-мамы и воспитателя. Поэтому, прежде чем отдать ребёнка в сад, познакомьтесь с будущим наставником и поговорите с ним. Не надо стесняться, это ваше право, а он как педагог обязан вас выслушать. Расскажите о характере ребёнка. Например, мой сын ориентирован на свой внутренний мир. Ему интересно иногда побыть в одиночестве, пофантазировать. При этом общения со сверстниками он не избегает, но быстро пресыщается им. Я попросила воспитателя дать ребёнку возможность позаниматься любимыми делами (иногда поиграть с конструктором вдали от детей, не спеша сложить мозаику). Обязательно обратите внимание на вкусовые пристрастия крохи, предупредите об аллергии! Обсудите вопрос, надо ли докармливать ребёнка, если он плохо ест, или «добровольную диету» он компенсирует за обедом или ужином. Если знаете, что перегрев и потливость опаснее для вашего малыша, чем переохлаждение, - обязательно доведите до сведения воспитательницы. Она не должна чувствовать себя виноватой в том, что у ребёнка обострилась аллергия или он заболел, потому что вы забыли сказать об этих важных вещах. Такое взаимное сотрудничество во многом снизит риск возникновения конфликтных ситуаций. И ещё один хитрый совет: полезно иногда прийти за ребёнком пораньше и, не заходя в группу, 5-10 минут послушать, как ведёт себя воспитатель и что делают дети. Поверьте, это во многом прояснит ситуацию! Вооружившись конкретными фактами, основанными на наблюдении, вы в случае конфликта уверенно сможете отстоять своего ребёнка и перед воспитателем, и перед заведующей садика».