Мы зачастую думаем, что форс-мажорные ситуации с нами никогда не произойдут. Одной из таких неприятностей может стать или поломка автомобиля на загородной трассе, или затор из-за бурана суровой русской зимой. С помощью экспертов- водителей мы решили составить инструкцию по выживанию для тех, кто вдруг окажется в такой ситуации.
КАК ПРАВИЛЬНО СООБЩИТЬ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ?
Если вы находитесь на оживлённой трассе, то всё не так плохо. Основная опасность в этом случае - оказаться на пути несущихся автомобилей. Поэтому постарайтесь максимально прижать автомобиль к обочине.
- Выверните руль вправо: если этого не сделать, то при возможном ударе сзади автомобиль вылетит на середину проезжей части.
- Включите аварийную сигнализацию и ходовые огни. Выйдете через правую дверь, выведите пассажиров. Отведите их на обочину подальше от дороги и хотя бы на 10 метров от вашего автомобиля вперёд по трассе.
- Поставьте знак аварийной остановки.
На заметку
Выставлять знак аварийной остановки нужно в жилете со светоотражателями, который по правилам обязательно должен быть в каждом автомобиле. Кстати, стоят они недорого. Установить знак аварийной остановки следует на расстоянии порядка 30 метров от задней части автомобиля. Когда вернётесь к машине, прикрепите жилет к багажнику так, чтобы он не слетел и был заметен другим участникам дорожного движения. Зачастую именно дальнобойщики являются самыми отзывчивыми на трассе. Если даже кто-то из них не смог остановиться, то он обязательно передаст коллегам по рации, что на определённом участке дороги стоит автомобиль, в котором людям требуется помощь.
ХОЛОДНОЕ ОЖИДАНИЕ
А вот если вы заглохли не на оживлённой трассе, а там, где за окном лишь лес и бурьян, то риск, безусловно, возрастает. И первый этап выживания заключается в том, чтобы максимально продлить возможность находиться в отапливаемом автомобиле. Так называемые автомобильные «печки» делятся на две категории: одни работают при запущенном двигателе, другие могут работать в автономном режиме от аккумулятора, когда двигатель автомобиля уже не работает. Если в первом случае «печку» можно вновь запустить, залив топливо в бак, то при «севшем» аккумуляторе возможность прогреть кабину будет потеряна до момента зарядки (то есть до момента, когда проблема станет уже неактуальной). С чего начать подготовку к длительному ожиданию?
- Позвоните в МЧС (101) или по единому номеру экстренных служб (112). Оператору нужно объяснить, где вы находитесь. Если не знаете точного места, то поможет информация о последних встреченных дорожных развязках, километровых столбах, дорожных знаках и указателях. При наличии в телефоне карт и модуля GPS местоположение можно определить ещё точнее. Если не получилось связаться напрямую, передайте эту информацию друзьям.
- Идти пешком к ближайшему кафе или жилью стоит лишь в том случае, если вы точно знаете, где оно находится. Если есть хоть какие-то сомнения, то следует оставаться в машине - в ней самое безопасное место. Замёрзнуть на безлюдной трассе или заблудиться в метель очень легко. Ваша задача - дождаться светлого времени суток или помощи. Если есть надежда остановить хоть какую-то проезжающую мимо машину, используйте её: перегородите дорогу чем угодно вплоть до завала из снега и веток.
- Машину нужно утеплить. Для этого следует укрыть мотор со стороны радиатора картоном, вещами, сугробом снега. Основное тепло уходит через стёкла - их можно завесить любыми подручными материалами. Уплотнить дверные и оконные проёмы поможет широкий скотч. Чтобы тепло меньше терялось через днище, машину нужно забросать снегом до линии дверного порога.
- Чтобы в метель в салон не попадали выхлопные газы, разверните автомобиль - он должен стоять лицом к ветру. Время от времени выходите из машины и разгребайте заносы, дабы не оказаться целиком под снегом и иметь возможность выбраться через двери. Главное внимание к выхлопной трубе - следите, чтобы она не забивалась снегом. По этой причине и для экономии тепла забор воздуха ставится на рециркуляцию салонного воздуха.
- Рано или поздно (даже после всех ухищрений) двигатель всё равно заглохнет, и автомобиль превратится в холодильник. Так что выходить наружу всё-таки придётся. Звучит пугающе, но, во-первых, можно костёр разжечь (например, поджечь «запаску», если рядом нет дров). Во-вторых, соорудить себе укрытие, что в сочетании с костром уже даёт хорошие шансы.
ЖИВИТЕЛЬНАЯ ВОДА ИЛИ «ЭЛИКСИР» СМЕРТИ?
Нельзя обойти стороной такой вопрос, как «водка в качестве средства выживания в экстремальных условиях». Этот миф до сих пор многие расценивают как прямое показание к действиям, но мы в очередной раз постараемся разложить по полочкам всю суть «горячительного метода». Врач-терапевт А. С. Садриев утверждает, что основной вред спиртного базируется прежде всего на нашем менталитете.
«Дело в том, что водка в условиях выживания на холоде даёт чувство «ложного тепла», и есть лишь результат кратковременного расширения сосудов. Чревато это позднейшим их сужением и снижением сопротивляемости организма. Но это ещё не все тонкости. Может прозвучать парадоксально, но водка при определённых условиях может быть полезна в процессе борьбы за выживание. При принятии внутрь примерно 30-50 г крепкого алкоголя он действует как довольно сильное расслабляющее, способное вывести человека из стрессового или даже шокового состояния. Более того, такая доза вполне способна ввести человека в состояние кратковременной повышенной активности. Если это время использовать с толком, то человек может сделать достаточно многое для своего спасения. Основная проблема состоите том, что после «чувства временного тепла» он уже психологически не может остановиться. Иллюзия «согревания» заставляет его пить до тех пор, пока он не уснёт»...
НЕ СПИ - ЗАМЁРЗНЕШЬ
На трассе в условиях низких температур, постоянного стресса и нерегулярного питания мы всё-таки нуждаемся в восстановлении сил. Но безопасный сон «в зимнюю ночь» возможен только при условии, что рядом с вами кто-то есть. Режимов может быть несколько. Первый - предусматривает по соотношению сна с бодрствованием довольно длительные отрезки отдыха: от полутора до двух часов спите, шесть часов бодрствуете. Второй вариант - короткие отрезки отдыха и активности: около 20 минут сна на два часа деятельности. Основные зоны теплопотери во время сна - стопы ног, поясница и голова. Здесь вам пригодится всё, что есть: бумага, газеты, полиэтилен. Между телом и нижним слоем одежды поместите бумагу. Поверх обуви по возможности повяжите полиэтиленовые пакеты.
ВСЕГДА ИМЕТЬ С СОБОЙ
Отправляясь зимой в поездку, соберите всё, что может потребоваться в экстренном случае. Так вы будете чувствовать себя уверенно и сможете с наименьшими потерями выйти из любой ситуации.
- Прочный буксировочный трос длиной 10 метров.
- Провода для «прикуривания».
- Автомобильный фонарь.
- Запас автомобильного топлива.
- Лопата (можно взять сапёрную).
- Одеяло или плед для каждого пассажира.
- Термос с горячим чаем.
- Аптечка.
- Запасной внешний аккумулятор.
ВАЖНО
В зимней дороге всегда нужно иметь запас спичек и обычных свечей. Если мотор не работает, то четыре большие свечи способны согреть вас на протяжении 8 часов. Именно столько они горят и обеспечивают достаточное количество тепла в салоне. Надёжно закрепите их по углам салона. Так в машине станет теплее. Не забудь те немного приоткрыть окно, чтобы не отравиться угарным газом.