38fdfac5c531e12e
 0
Среда
июн 17

Планшет как средство адаптации и развития детей с симптомами аутизма

Admin
Admin
Планшет как средство адаптации и развития детей с симптомами аутизма
Воспитание малыша с диагнозом «аутизм» требует много душевных сил, терпения и любви от родителей. Но постепенно у взрослых накапливается усталость. Поэтому они рады любой возможности отдохнуть и отвлечься от каждодневных забот. Включают ребенку его любимый мультфильм или запускают на планшете игру — теперь есть время и для себя. Врачи предупреждают: нельзя надолго оставлять ребенка без общения. Маленькие дети, страдающие от расстройства аутического спектра (РАС), еще больше замыкаются в себе и неохотно общаются с близкими людьми.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ПЛАНШЕТ?


Мир артиста — хрупкий и непонятный для окружающих. Такие дети с трудом адаптируются в обществе, находят друзей, реализуют себя. Их поведение особенное:

  • они отличаются повторяющимися действиями — выполняют их снова и снова,
  • им важна предсказуемость и одинаковость того, что видят, делают, слышат, нравятся печатные буквы,
  • с удовольствием много раз слушают одно и то же: стихи, песни, диалоги из видео.

Удовлетворить эти потребности помогают компьютерные приложения, разработанные специально для детей, у которых РАС. Планшет — оптимальный вариант для установки таких программ по нескольким причинам:

  • легкость управления устройством (включение, запуск программ),
  • нет мышки (маленьким детям она усложняет работу),
  • доступность и мобильность (ребенок играет на планшете в любимом уголке, устройство удобно брать в дорогу),
  • упрощенный интерфейс (легко воспринимать, понимать),
  • звуковое и визуальное оформление — лаконичное, простое (громкие звуки пугают детей),
  • вероятность ошибки в играх сведены к минимуму (дети, страдающие аутизмом, болезненно переживают неудачи, теряют интерес и не возвращаются к занятиям).


ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ПЛАНШЕТЕ


Для развития детей с симптомами аутизма нужен специальный инструментарий. Среди них — различные игры, визуальные подсказки, видео, устройства для альтернативной аугментативной коммуникации (помогают людям с нарушениями речи).

Планшет решает многие из этих вопросов:

  • обучающие игры и приложения вызывают интерес у малыша — он целенаправленно начинает ими пользоваться, обучение приносит удовольствие,
  • развивают самостоятельность (ребенок не ждет, когда родители придумают занятие, а использует планшет по своему усмотрению),
  • игры на планшете — средство вознаграждения, побуждают малыша проявлять дополнительную активность,
  • заготовки распространенных фраз помогают детям общаться и объяснять свои потребности,
  • дает ощущение контроля и возможность глубже погрузиться в процесс игры (повторить понравившийся фрагмент, прослушать фразу, включить/выключить приложение),
  • память устройства надежно хранит любимые картинки, песенки, видео, приложения,
  • голосовое сопровождение программ — монотонное, одинаковое, и поэтому не вызывающее дискомфорта у детей.


ПЛАНШЕТ: КОГДА НУЖЕН КОНТРОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ


По мнению врачей, дети с особенностями развития вдвойне уязвимы и впечатлительны. Поэтому родителям не стоит пускать на самотек процесс обучения на планшете, разрешать ребенку подолгу играть на нем. Это приводит к тому, что:

  • заученные знания разрозненные и не структурированные,
  • образовательные программы с готовыми ответами и решениями ситуаций уменьшают способность ребенка рассуждать и самостоятельно делать выводы,
  • малыш привыкает к монотонному закадровому голосу, перестает реагировать на живые интонации родителей,
  • устройство становится «игрушкой для шиллинга» — самостимулирующего поведения (повторяющееся бесцельное действие, помогает справиться с эмоциями, сосредоточиться, расслабиться).

Чтобы этого не произошло, общайтесь с ребенком: играйте, изучайте новый или повторяйте старый материал с ним на планшете. Следите, чтобы устройство использовалось функционально, а не для стимминга (повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов). Учитывайте, сколько времени малыш играет — устанавливайте для него таймер с наглядным отсчетом времени, визуальную подсказку или предупреждайте, что время скоро закончится.

Помните: дети с особыми потребностями отнюдь не стремятся к одиночеству — им просто сложно поддерживать дружеские отношения. А планшет — всего лишь инструмент, он не заменит живое теплое общение с родными и друзьями.

Журнал Медицинский офис №215
Автор: Юлия Коробенко
Фото: Яндекс Картинки
Комментарии (0)

Оставить комментарий