Воспитание малыша с диагнозом «аутизм» требует много душевных сил, терпения и любви от родителей. Но постепенно у взрослых накапливается усталость. Поэтому они рады любой возможности отдохнуть и отвлечься от каждодневных забот. Включают ребенку его любимый мультфильм или запускают на планшете игру — теперь есть время и для себя. Врачи предупреждают: нельзя надолго оставлять ребенка без общения. Маленькие дети, страдающие от расстройства аутического спектра (РАС), еще больше замыкаются в себе и неохотно общаются с близкими людьми.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ПЛАНШЕТ?
Мир артиста — хрупкий и непонятный для окружающих. Такие дети с трудом адаптируются в обществе, находят друзей, реализуют себя. Их поведение особенное:
- они отличаются повторяющимися действиями — выполняют их снова и снова,
- им важна предсказуемость и одинаковость того, что видят, делают, слышат, нравятся печатные буквы,
- с удовольствием много раз слушают одно и то же: стихи, песни, диалоги из видео.
Удовлетворить эти потребности помогают компьютерные приложения, разработанные специально для детей, у которых РАС. Планшет — оптимальный вариант для установки таких программ по нескольким причинам:
- легкость управления устройством (включение, запуск программ),
- нет мышки (маленьким детям она усложняет работу),
- доступность и мобильность (ребенок играет на планшете в любимом уголке, устройство удобно брать в дорогу),
- упрощенный интерфейс (легко воспринимать, понимать),
- звуковое и визуальное оформление — лаконичное, простое (громкие звуки пугают детей),
- вероятность ошибки в играх сведены к минимуму (дети, страдающие аутизмом, болезненно переживают неудачи, теряют интерес и не возвращаются к занятиям).
ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ПЛАНШЕТЕ
Для развития детей с симптомами аутизма нужен специальный инструментарий. Среди них — различные игры, визуальные подсказки, видео, устройства для альтернативной аугментативной коммуникации (помогают людям с нарушениями речи).
Планшет решает многие из этих вопросов:
- обучающие игры и приложения вызывают интерес у малыша — он целенаправленно начинает ими пользоваться, обучение приносит удовольствие,
- развивают самостоятельность (ребенок не ждет, когда родители придумают занятие, а использует планшет по своему усмотрению),
- игры на планшете — средство вознаграждения, побуждают малыша проявлять дополнительную активность,
- заготовки распространенных фраз помогают детям общаться и объяснять свои потребности,
- дает ощущение контроля и возможность глубже погрузиться в процесс игры (повторить понравившийся фрагмент, прослушать фразу, включить/выключить приложение),
- память устройства надежно хранит любимые картинки, песенки, видео, приложения,
- голосовое сопровождение программ — монотонное, одинаковое, и поэтому не вызывающее дискомфорта у детей.
ПЛАНШЕТ: КОГДА НУЖЕН КОНТРОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
По мнению врачей, дети с особенностями развития вдвойне уязвимы и впечатлительны. Поэтому родителям не стоит пускать на самотек процесс обучения на планшете, разрешать ребенку подолгу играть на нем. Это приводит к тому, что:
- заученные знания разрозненные и не структурированные,
- образовательные программы с готовыми ответами и решениями ситуаций уменьшают способность ребенка рассуждать и самостоятельно делать выводы,
- малыш привыкает к монотонному закадровому голосу, перестает реагировать на живые интонации родителей,
- устройство становится «игрушкой для шиллинга» — самостимулирующего поведения (повторяющееся бесцельное действие, помогает справиться с эмоциями, сосредоточиться, расслабиться).
Чтобы этого не произошло, общайтесь с ребенком: играйте, изучайте новый или повторяйте старый материал с ним на планшете. Следите, чтобы устройство использовалось функционально, а не для стимминга (повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов). Учитывайте, сколько времени малыш играет — устанавливайте для него таймер с наглядным отсчетом времени, визуальную подсказку или предупреждайте, что время скоро закончится.
Помните: дети с особыми потребностями отнюдь не стремятся к одиночеству — им просто сложно поддерживать дружеские отношения. А планшет — всего лишь инструмент, он не заменит живое теплое общение с родными и друзьями.
Журнал Медицинский офис №215
Автор: Юлия Коробенко
Фото: Яндекс Картинки