38fdfac5c531e12e
 1
Пятница
июн 05

Воображаемый друг или синдром Карлсона у ребенка

Admin
Admin
Воображаемый друг или синдром Карлсона у ребенка
Появление у ребенка воображаемого друга — неожиданность для многих родителей. Ведь не все взрослые знают, как правильно реагировать на эту ситуацию: подыгрывать, детально расспрашивать или пытаться переубедить? По мнению психологов, появление выдуманного персонажа нужно воспринимать как очередной этап развития личности ребенка. Согласно исследованиям, у 65% малышей до 7 лет был опыт общения с иллюзорными героями. Почему дети придумывают себе друзей, как вести себя взрослым, необходима ли помощь психолога — в нашем материале.

ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ - КТО ОНИ?


Синдром Карлсона — так на профессиональном языке психологов называется выдумывание ребенком воображаемых друзей. Они появляются у него в 3—5 лет — это возраст, когда у малыша активно развивается воображение, творческие способности, он учится анализировать, сопоставлять и самостоятельно находить пути решения разных жизненных ситуаций. В этом ему помогает воображаемый друг. Как он может выглядеть? Любой формы, размера и вида. Игрушка, герой книги, мультфильма или придуманный фантастический персонаж. Ребенок с ним может играть, разговаривать, пересказывать его слова и даже требовать, чтобы взрослые считались с новым другом. Например, ставили для воображаемого кролика Фили тарелку во время обеда, не садились на его место и т.д.

ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВООБРАЖАЕМЫЙ ДРУГ


Хотите понять, почему вдруг появился иллюзорный приятель? Понаблюдайте внимательно за ребенком: как он разговаривает и ведет себя с воображаемым другом, что рассказывает о нем. Скорее всего, вы узнаете много нового о своем дошкольнике.

Возможные причины, почему ребенок придумал себе друга.

Одиночество. Придуманный персонаж появляется, когда ребенку не хватает общения: родители мало уделяют ему внимания, он трудно контактирует со сверстниками, ему не с кем разделить свои увлечения, эмоции. Психологи советуют больше времени общаться с малышом, говорить на интересные ему темы, играть с ним.

Нехватка новых впечатлений. Ребенку, который скучает, не остается ничего другого, как придумать историю, где происходит много интересных событий и приключений. Полет на космическом корабле, путешествие в дальние страны, поиски сокровищ... Выход из ситуации прост — займите ребенка чем-то новым и увлекательным. Например, сводите его покататься на карусели, посмотреть новый мультфильм или спектакль в детском театре, организуйте поход в зоологический музей или поездку за город. Малышу просто некогда будет погружаться в выдуманный мир и играть с воображаемыми друзьями.

Чувство вины. Дети, которые в глубине души страдают от чувства вины, раз за разом проигрывают эту ситуацию в своем мире фантазий: они либо спасают героя от возможного строгого наказания, либо наказывают его. Родителям нужно узнать, из-за чего малыш расстроен и чувствует вину, помочь ему справиться с эмоциями. Подумайте, возможно, вы часто ругаете и наказываете ребенка.

Гиперопека и давление. Чрезмерное внимание со стороны родителей негативно влияет на развитие ребенка — он не понимает своих истинных желаний, не ощущает личных границ, чувствует себя загнанным в угол. И тогда малыш сбегает в свой сокровенный тайный мир, где события развиваются по двум сценариям. Первый — героям можно все, что запрещают родители (прыгать на кровати, разбрасывать одежду, долго играть на улице и т.д.), второй — ребенок выступает в роли родителя и подавляет своих друзей, которые чувствуют свою незначительность и беспомощность. Это отличный вариант посмотреть родителям на себя со стороны и сделать правильные выводы. 

Вытеснение. Это один из механизмов психологической защиты, способ избежать внутреннего конфликта, подавляя свои желания, страхи, стремления. Как это проявляется? Ребенок проигрывает с придуманным персонажем свои тайные желания. Например, просит своего выдуманного друга защитить его (значит, ваш малыш нуждается в защите), наказать кого-то (это говорит о его вытесненной агрессии, нужна помощь психолога), играет с котенком, щенком (мечтает иметь домашнее животное). В ваших силах дать ребенку ощущение безопасности, подарить котенка или аквариумных рыбок, с помощью специалиста разобраться, что стало причиной подавленной злости и агрессии.

Бурная фантазия. Дети с развитым воображением легко придумывают себе друзей и с удовольствием играют с ними. А если предложить малышу направить его фантазию в другое русло? Например, сочинить сказку, нарисовать несуществующее животное, поставить домашний спектакль.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ


Вы совершите ошибку, если будете настойчиво разубеждать ребенка, что его любимый друг на самом деле — плод его фантазии. Также не нужно настойчиво выпытывать все детали о его воображаемом друге. Пожалуй, лучшее решение — позволить ребенку самому решать, насколько вы можете взаимодействовать с его новым другом. Подыграйте: послушайте истории его приятеля, поинтересуйтесь настроением и желаниями. Так вы поймете, что важно для вашего ребенка, о чем он думает. Однако нужно соблюдать грань между фантазией и реальностью — за свои поступки ребенок должен отвечать сам, а не сваливать на неуловимого Мстителя.

По наблюдениям психологов, после 7—9 лет воображаемые друзья, обычно, перестают существовать. Но, если ребенок по-прежнему уносится в мир фантазий и придуманных друзей, где играет в мрачные игры с жестокими сценами, часто ссорится с вымышленным другом, стал плохо спать и есть, необходима консультация психолога.




Журнал Медицинский офис №218
Автор: Юлия Коробенко
Фото: Яндекс Картинки
Комментарии (1)
Ольга
Ольга
5 июня 2020 19:47
  
Блин, это так страшно, если у ребёнка появился такой вот друг, честно думается что у ребёнка проблемы с психикой. 


Оставить комментарий