38fdfac5c531e12e
 0
Среда
фев 22

Ребенок-аутист: советы врача

Admin
Admin
Ребенок-аутист: советы врача
Дети с аутизмом разные. У одних наряду с замкнутостью встречаются неординарные способности и фантастическая память, у других - выраженные трудности с общением и обучением. Однако и те и другие мечтают, чтобы болезнь не мешала им жить нормально. К сожалению, от аутизма нельзя полностью излечиться, по крайней мере на сегодняшний день. Чем можно помочь такому ребёнку? Как распознать болезнь на ранних стадиях? Рассказывает дефектолог Татьяна KУЛИHИЧ.

- Татьяна Геннадьевна, давайте поговорим о раннем детском аутизме.

- Аутизм - расстройство, связанное с нарушением развития головного мозга. Оно проявляется недостатком взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, нарушением коммуникации (общения), а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Иногда родители ошибочно принимают необщительность ребёнка, стремление уйти от контактов, жить в своём собственном мире за аутизм. Специалисты предупреждают: неконтактность может проявляться в разных формах и по разным причинам, иногда замкнутость, погружённость в себя оказываются характерной чертой темперамента ребёнка, а иногда может быть вызвана и недостаточностью зрения, слуха, речевыми трудностями. Поэтому делать какие-то выводы преждевременно, не показав ребёнка специалистам, не стоит.

- Вы сказали, что неконтактность и погружённость в «свой» мир иногда присущи и здоровым детям. Мне кажется, такое нередко встречается у детей, которым недостаёт родительской заботы. В чём отличие таких деток?
 
- Действительно, порой нелегко с первого взгляда отличить ребёнка с расстройствами аутического спектра от ребёнка, который обделён вниманием (например, это часто присуще детям, находящимся в доме ребёнка или в семье социального риска). Некоторые маленькие дети, не получившие должной заботы, не идут на контакт с людьми, не смотрят в сторону взрослого (как будто разочаровались в отношениях), отстают в развитии речи, привыкли успокаивать себя сами (раскачиваются, сосут пальцы), не проявляют любопытства к играм со взрослыми. Но в отличие от аутизма подобные симптомы носят временный характер и постепенно исчезают, когда о ребёнке начинают заботиться. Например, при его переходе из специализированного учреждения в приёмную семью. Другими словами, начните контактировать с малышом, покажите ему, что такое любовь, ласка, забота, и через 2-3 месяца вы его не узнаете! У детей с аутизмом родительское внимание, к сожалению, не даёт выраженной положительной динамики.

- А каковы причины болезни?

- В настоящее время считается, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана различными причинами: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, результат поражения центральной нервной системы из-за патологии во время беременности и родов. Некоторые специалисты связывают развитие аутизма с вакцинацией: соли ртути, алюминий, входящие в состав вакцин, негативно сказываются на незрелой нервной системе ребёнка. Однако такую теорию разделяют далеко не все врачи, на сегодняшний день она не имеет общего признания.

Ребенок-аутист: советы врача
- Что именно в поведении ребёнка должно насторожить родителей?

- В большинстве случаев симптомы аутизма проявляются у детей в течение первого года жизни. Ребёнок с таким диагнозом не смотрит в лицо родителям, в глаза, крайне редко улыбается, отмечается задержка в развитии речи. Может наблюдаться агрессия в отношении других детей: он не стремится к общению с ними, к общим играм, отдаёт предпочтение в игре лишь одной игрушке. Возможно и неадекватное реагирование ребёнка на свет, звук, может испытывать страх по этой причине. Все эти проявления необходимо взять на заметку и как можно скорее показать кроху неврологу.

- Вы говорите, уже к году можно заметить, что с ребёнком происходит что-то неладное. Однако я читала, что окончательный диагноз в большинстве случаев ставится только к трём годам. А это значит, что время уходит, болезнь «запускается»...

- Проявления, описанные выше, могут возникать и при других нарушениях развития, и только при полном медицинском обследовании, а  
также вни­мательном наблюдении в течение времени, можно сделать вывод о том, есть у ребёнка аутизм или нет. Поэтому действительно нередко диагноз ста­вится ближе к трём годам. Многое за­висит и от степени болезни, диагноз «Ранний детский аутизм» специалисты ставят на ранних сроках при ярко вы­раженных симптомах. А детям с так на­зываемым «расстройством аутического спектра» или с аутоподобным пове­дением, которое, к сожалению, встре­чается всё чаще, - уже в более по­зднем возрасте. Но сегодня существу­ют медицинские центры, которые про­водят раннюю диагностику. Конечно, чем раньше проведена диагностика, тем быстрее можно начать специали­зированные занятия с малышом, а зна­чит, достичь лучших результатов. Да и у родителей будет больше времени для того, чтобы справиться с шоком и настроиться на серьёзную и длитель­ную работу.

- Ранний детский аутизм различается по степени проявления симптомов. Давайте остановимся на этом подробнее.

- Выделяют четыре группы детей с аутизмом. Основные жалобы, с которыми родители обращаются к специалисту с ребёнком первой группы, - это отсутствие речи, невозможность поймать взгляд, добиться ответа, выполнения просьбы, обратить его внимание на что-либо. Дети максимально закрыты от контакта с окружающим миром. 

Родители ребёнка второй группы чаще всего приходят в первый раз с жалобой на отсутствие речи, прочие трудности уходят на второй план, потому что они ко многому приспособились. Ребёнок уже приучил их к строгому соблюдению правил: обстановку в его комнате менять нельзя, она должна быть привычной для него. У него есть пристрастия к определённым продуктам (даже если упаковка сока будет отличаться от привычной, ребёнок от него откажется). Контакт с близкими тоже осуществляется определёнными способами. 

При третьей степени аутизма родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам, потому что взаимодействовать с ребёнком весьма трудно. Родители не знают, что делать с экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, поглощённостью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребёнок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается всё делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. Детям четвёртой группы присущ аутизм в его наиболее лёгком варианте. На первый план здесь выходит повышенная ранимость. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на особенности психического развития.

аутист

-Как правильно выстроить манеру общения с ребёнком-«аутёнком» родителям и близким, чтобы облегчить его общение с миром?

- Во-первых, повторюсь, чем раньше родители узнают о диагнозе и начнут коррекционную работу, тем эффективнее будет адаптация ребёнка к социуму. Для успешной работы важно выстроить правильную манеру общения с малышом. 

Вот несколько главных правил:

  • говорите с ним всегда ровным голосом, без сильных эмоциональных перепадов.
  • пользуйтесь простыми фразами, если хотите, чтобы малыш вас понял: «Ешь яблоко, играй в мяч, мой руки, сядь вот сюда».
  • старайтесь переключать его, отвлекать от циклических занятий, узнайте, что ему интересно с помощью простых и коротких вопросов.

-А как обустроить комнату малыша ?

- Как известно, аутисты подвержены сенсорной перегрузке, поэтому в первую очередь родителям ребёнка с ранним детским аутизмом необходимо убедиться, что в доме нет деталей, которые приводили бы его в ужас и побуждали к агрессии. Для этого надо внимательно наблюдать и сразу же убирать вещи, которые ребёнку не нравятся. Что касается комнаты, то лучше выбрать детскую с большими окнами. В оформлении обойтись без ярких штор, цветных картин на стенах, мебели со сложным дизайном. Понаблюдайте за своим ребёнком, и вы поймёте, как сделать правильно.

- Наверняка родители будут делать всё от них зависящее, чтобы малышу было комфортно. И ваши советы обязательно пригодятся. А чем могут помочь специалисты?

-    Методов работы с аутизмом очень много, и какой подойдёт ребёнку - решают профессионалы. Главное - комплёксный подход. К примеру, речь можно поправить, если заниматься с дефектологом и логопедом. Цикличные формы поведения тоже можно успешно корректировать и традиционными медицинскими методами, и альтернативными - например, иппотерапией, дельфинотерапией, электроакупунктурой, логоритмикой. 

Часто деткам с аутичными расстройствами назначают противосудорожные препараты, психостимуляторы. В результате правильной, квалифицированной, совместной работы специалистов и родителей существует большая вероятность адаптации ребёнка к обществу, он практически ничем не будет отличаться от других детей, могут остаться какие-то особенности в поведении, но это всего лишь особенности человека. А у кого их нет?!

- Воспитывать особенных детей в нашей стране очень трудно, общество ещё не привыкло к таким малышам, ведь 15-20 лет назад об этой болезни практически ничего не знали. Дайте несколько напутственных слов родителям детей «аутят».

- Мне нравится фраза: «Послушных идеальных деток любить легко, но ведь таких деток не бывает!». У каждого ребёнка свой темперамент, свои особенности независимо от медицинских диагнозов. Поэтому главное - любите и принимайте своего малыша таким, какой он есть, наберитесь терпения и идите только вперёд! И верьте в удачу - ребёнок всё чувствует, а это очень важно для успешной социализации.


Комментарии (0)

Оставить комментарий