38fdfac5c531e12e
 2
Воскресенье
сен 25

Компьютерная и гаджето зависимость у детей и как с ней бороться

Admin
Admin
Компьютерная и гаджето зависимость у детей и как с ней бороться
«Ох уж это компьютерное поколение, зомбированные дети» - такие слова часто можно услышать от взрослых людей. Сегодня детство обычного ребёнка трудно представить без гаджетов - они прочно вошли в нашу жизнь. Действительно они так вредны для детской психики? Нужно ли полностью ограждать детей от компьютеров и телефонов? На эти и другие вопросы отвечает клинический психолог, специалист по семейному консультированию Эльвира Ренатовна.

- Эльвира Ренатовна, сегодня ситуация с гаджетами в обществе очень различается: одни родители чуть ли не с пелёнок покупают детям смартфоны, разрешают играть на компьютере, другие ратуют за полный запрет пользования современной цифровой техникой. Кто из них прав?

-    Истина как всегда где-то посередине. Бороться с гаджетами, запрещать их полностью бесполезно, они всё равно победят! Если вы запретите пользоваться гаджетами дома, ребёнок на улице или в школе будет к ним тянуться. В конце концов, он запишется в какой-нибудь компьютерный клуб втайне от вас - запретный плод сладок. Поэтому тема гаджетов - это не вопрос кардинальной борьбы, это вопрос мирного существования с ними в современном мире и нормирования времени, которое может быть потрачено на них.

-    Чрезмерное увлечение телевизором, компьютером, телефоном очень вредно, оно зомбирует детей. Действительно это так?

-    Говоря о вредности, следует разграничить детей по возрастным группам. Если мы имеем в виду маленьких детей до 6 лет, то влияние действительно пагубное. Как правило, дети такого возраста чрезмерно увлекаются просмотром мультфильмов на экране телефона или на большом экране - неважно. Главное - нужно знать, что во время просмотра глаз ребёнка улавливает 24 кадра в секунду. Чтобы сложить картинку воедино, мозг выделяет специальный гормон, который тормозит восприятие окружающего мира. Если часами смотреть фильмы, мультфильмы, пусть даже развивающие, в головном мозгу вырабатывается стойкая привычка получения этого затормаживающего вещества. До 6 лет мозг активно развивается. Благодаря чрезмерному выделению гормона в мозгу могут наблюдаться изменения, похожие на те, которые появляются после черепно-мозговой травмы: ухудшается развитие речи, возникают расстройство внимания, проблемы с памятью. Поэтому маленьким детям следует смотреть мультфильмы (будь то телевизор или планшет) не более 45 минут в день! Максимум час! Это очень важно запомнить родителям.

-    А как компьютерные игры влияют на ребёнка?

-    Здесь есть свои нюансы. От мелькания ярких картинок у ребёнка быстро портится зрение, особенно если он играет в телефоне. Да и содержание игр часто оставляет желать лучшего: оружие, убийства, жестокость. К тому же в виртуальной игре ребёнок чувствует себя всемогущим, самым важным, он всё умеет, ему не надо прикладывать усилия. Этот факт приводит к стойкой зависимости от гаджетов, ребёнок буквально пропадает в телефоне, проявляя равнодушие к окружающему миру. Известно, что дети часто страдают подавленностью и депрессией, когда родители за какую-либо провинность отнимают у них гаджет, - это яркое проявление зависимости. В результате ребёнок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, отвечающие за сопереживание, самоконтроль, принятие решений. А то, что не работает, атрофируется. Поэтому до 7 лет специалисты не рекомендуют позволять детям играть в игры на планшете или телефоне.

Компьютерная и гаджето зависимость у детей

-    Но ведь есть вполне мирные игры, связанные с путешествиями, с преодолением каких-то этапов. А также интеллектуальные игры - ребусы, головоломки, в которых требуется дополнить картинки, найти лишний предмет...

-    Безусловно, компьютерные игры не абсолютное зло! Исследования показывают, что с точки зрения торможения развития мозга интеллектуальные и приключенческие игры, квесты неопасны. Напротив, во время игры активно задействована моторика рук, мозг интенсивно работает, потому что надо выполнять какие-либо действия. Посему нет ничего страшного, если малыш 6-7 лет под вашим контролем играет в подобные игры, но не более часа в день! Детям от 8 до 11 лет - до 2-2,5 часов в день, однако сюда входят игры на планшете и просмотр мультфильмов. В этот период основные структуры мозга уже сформированы, идёт точечная ювелирная доработка, и гаджеты уже не могут кардинально повлиять на развитие мозга. С 12 лет и старше разрешается проводить время с гаджетами до трёх часов. В этот возрастной период планшеты и телефоны уже не будут негативно влиять на способность детей воспринимать мир, перерабатывать информацию. Однако ребёнок должен правильно расставлять приоритеты, знать, что выполнение уроков, домашних дел, а также занятия в секциях - это первично по отношению к играм в телефоне!

-    Если я вас правильно поняла, главное - строго ограничивать количество времени, проведённого с гаджетами (согласно возрасту), и смотреть за качеством игр, фильмов, мультфильмов, которые ребёнок выбирает.

-    Совершенно верно! Радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) не должен сжиматься до экрана смартфона. Дети должны бегать под дождём, пускать кораблики, лазать по деревьям или играть в догонялки. Им необходимо развивать мышцы, вкус, обоняние и осязание, знать о рисках, которые приготовил для них мир,и просто взаимодействовать со своими друзьями. Кстати, сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а их младшие дети и вовсе не имеют гаджетов.

-    Знаю, некоторые родители дают гаджеты детям, когда те расстроены. Может телефон или планшет быть средством успокоения?

-    Если ребёнок расплакался, ему нужны вы, а не гаджет! Не надо отстраняться от своего ребёнка, когда он нуждается в помощи и поддержке, гаджет не решает проблему, он временно служит некой отсрочкой, а стресс у ребёнка на уровне психики остаётся. Такой подход, с одной стороны, - прямой путь отдаления родителей от детей, с другой - дорога к зависимости ребёнка от гаджетов. Со временем любое расстройство малыш будет стремиться «погасить» в виртуальном мире.

-    Многие мамы и папы кормят своих детей под мультики, объясняя тем, что по-другому ребёнок не ест! Что вы можете сказать по этому поводу?

-    Вы подняли очень важный вопрос! На сегодняшний день это стало нормой - кормить детей под мультики или игры на планшете, тогда как делать это ни в коем случае нельзя! Если ребёнок соглашается есть ради игры, а не потому что голоден, это в скором времени приведёт к набору веса. «А что делать, по-другому ребёнок не ест!» - такую отговорку я слышу от многих клиентов. При этом дети далеко не худенькие. В связи с этим не устаю повторять: кормить ребёнка надо тогда, когда он голоден! И ни в коем случае насильно! Даже если ребёнок пропустит обед, ничего страшного. Днём он поиграет (если маленький) или сделает уроки, вечером погуляет или сходит на какой-нибудь кружок, и, поверьте, на ужин с удовольствием съест «обеденный» суп. Вам не придётся подставлять гаджет! Не надо таким образом баловать детей. 

Второй важный момент: мозг получает информацию о том, что человек ест, из двух источников - от стенок желудка посредством рецепторных связей и визуально, то есть глаза видят еду на тарелке. Когда еда заканчивается, зрительные рецепторы передают сигнал в мозг. При наполнении желудка рецепторы стенок желудка так же передают информацию в мозг. Эти два канала восприятия соединяются, и мозг даёт обратный сигнал: «Организм сыт!». И человек испытывает чувство насыщения. 

Когда ребёнок поглощает пищу под мультики или игры, мозг получает информацию только от желудка, но этот сигнал игнорируется, потому что нет подтверждения, что еда закончилась на тарелке. В результате мозг не вырабатывает сигнал: «Стоп, наелся». Это прямой путь к перееданию - ведь сколько мама (бабушка) скормит (порция, добавка, десерт), столько ребёнок и съест! И даже не поймёт, что ел! Спустя некоторое время почувствует тяжесть в желудке, когда пища начнёт перевариваться, так происходит растягивание стенок желудка. Несколько лет такого питания - и мы получаем не только лишний вес, но и сбой в работе эндокринной системы. Потому что с раннего детства заложен неправильный механизм приёма пищи. Вы, наверное, обращали внимание, сколько сейчас полных детей! Причём родители стройные, то есть дело не в наследственности, а в нарушении культуры питания. Диетологи называют этот феномен «компьютерным ожирением».

Компьютерная зависимость

-    Действительно, такая проблема существует, спасибо вам за подробный рассказ. Но это не единственная опасность, которая исходит от гаджетов. Родители переживают, что в Интернете есть риск нарваться на вора или педофила...

-    Сейчас дети с раннего возраста имеют доступ к Интернету. У многих с 7 лет уже свои аккаунты, сейчас модно вести блоги, и дети активно подхватывают новые веяния, становятся блоггерами. А в Интернете, как известно, много нехороших людей - от воров, которые, кстати, тонкие психологи и умеют выуживать информацию у ребёнка, до педофилов. Поэтому в первую очередь заведите правило всегда проверять историю, на какой ресурс ваш ребёнок заходил и сколько времени там провёл. Обязательно наблюдайте, с кем он общается, просматривайте аккаунты людей, которые заходят к нему на страничку. И главное - ведите откровенные доверительные разговоры. Ребёнок 7-8 лет уже вполне способен понять, что есть плохие люди, которые пытаются узнать личную информацию, привычки; что с чужими дядями и тётями не следует вступать в диалог; что если пишут: «Ты очень красивая» и просят оголить тело - нужно немедленно рассказать об этом родителям. По возможности сделайте ребёнку закрытый профиль. И помните: что бы вы ни обнаружили, возьмите себя в руки и спокойно поговорите об этом с ребёнком. Сохраняйте доверительные отношения - это очень важно! Тогда в 12-15 лет ребёнок позовёт вас на помощь, если что-то покажется ему подозрительным. А вообще это тема для отдельного разговора.

-    Эльвира Ренатовна, все говорят, что гаджеты вредны, однако это неотъемлемая часть нашей современной жизни! Значит, в них есть и нечто положительное?

-    Конечно, никто не будет отрицать, что гаджеты - это удобно, они незаменимы в плане обмена информацией, помогают даже в школьных делах: всегда можно уточнить информацию об уроках, посмотреть электронный дневник. Интернет сам по себе является источником, по которому можно учиться, осваивать языки, обмениваться вопросами, читать любое произведение. Поэтому на вопрос о гаджетах надо смотреть шире, мир изменился, с этим не поспоришь. Сейчас ребёнок работает с одним планшетом, через 5-6 лет, может быть, придётся оперировать 5-10, а через 15 лет это будет уже 50 экранов, с которых нужно считывать информацию и обрабатывать её! Это реальность ближайших лет. Поэтому ребёнок должен быть адаптирован к современному обществу, более того, будущее принадлежит детям, им особенно важно быть с техникой на «ты», благо они и схватывают всё быстрее нас.

-    Мне кажется, сейчас дети другие, они будто рождаются восприимчивыми к различным гаджетам.

-    Может быть, и другие, но мозг у них такой же, как был у человека 300 лет назад, - 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Поэтому, повторюсь, мозг нужно развивать и кормить. Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы, и чем больше их будет - тем лучше. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически.

Это нужно растущему мозгу, как и здоровый полноценный сон. Поэтому помимо гаджетов у ребёнка обязательно должны быть увлечения, кружки, часы для прогулок и для общения с вами, и тогда времени, отведённого гаджетам, будет ровно столько, сколько нужно!
Комментарии (0)

Оставить комментарий