После очередного инцидента в детском саду воспитательница устало вздыхает: "Покажите вашего ребенка психиатру. Ему же скоро в школу идти..." • Папа, придя с работы, раздраженно отмахивается: "Просто шустрый мальчонка. Я сам таким был..." • Мама устало смотрит на врача: "Иногда мне кажется, что я сойду с ума. Он не дает мне ни секунды покоя..."
Пятилетний Сережа, придя ко мне с мамой, носится по кабинету, как тайфун. Ему интересно все: что в ящиках стола, как включается лампа, почему игрушка на полке. Он то подбегает к маме и садится к ней на колени, то замечает новый предмет в другом углу комнаты и устремляется к нему. Он охотно откликается на мое предложение "позаниматься", сам забирается на стул, но его усердия хватает лишь на "первое знакомство" с предложенными заданиями. Начав выполнять одно, он быстро переключается на другое, попавшееся в поле его зрения, просит показать "еще что-нибудь", перескакивает на рассказ о своем попугайчике...
Попытка удержать внимание Сережи на предложенном задании приводит к тому, что он начинает вертеться на стуле, болтает ногами, беспокойно перебирает руками - по всему видно, как трудно ему "удержаться на месте". В результате ни одно из заданий не выполняется до конца.
При этом Сережа оживленно разговаривает со мной, и у меня не остается сомнений в том, что мальчик дружелюбен, общителен, сообразителен и обладает достаточно обширными знаниями об окружающем его мире.
Обоснованна ли тревога мамы, приведшей сына к врачу? Да, конечно. Высокая двигательная активность свойственна детям, но у некоторых она выражена настолько чрезмерно, что нарушает их адаптацию к социальным условиям, мешает им учиться.
Сначала сделает, а потом подумает
Нередко такие дети раздражительны, вспыльчивы, эмоционально неустойчивы. Как правило, поступки их импульсивны ("сначала сделает, а потом подумает"), и это приводит к ситуациям, опасным для них: бежит, например, такой ребенок сломя голову и не обращает внимания на приближающийся транспорт или лезет на дерево, не задумываясь, сможет ли спуститься. Не лучшие помощники эти качества и в общении с другими детьми.
В школе выясняется, что такой беспокойный ребенок не может усидеть на уроке, отвлекается, встает, ходит но классу; это вызывает недовольство педагогов, полагающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться правилам. Но беда ребенка не в том, что он "не хочет", а в том, что не может вести себя соответственно общепринятым нормам поведения. Часто (но не всегда!) Это затрудняет ему усвоение школьных навыков -чтение, счет, письмо, что может оказаться неожиданностью для родителей, особенно если их ребенок достаточно сообразителен и осведомлен в повседневной жизни.
Эмоциональная напряженность, болезненная реакция на трудности, возникающие при обучении и общении со сверстниками, приводят к тому, что у ребенка возникает и закрепляется негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному со школьной жизнью. На этой почве могут возникнуть расстройства здоровья и поведения, усиливающие дезадаптацию. В значительной степени эти вторичные расстройства зависят от того, способны ли взрослые понять трудности, возникающие из-за болезненно повышенной активности ребенка, и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.
ЕДИНОГО "хорошего рецепта" не существует
Проявления гиперактивности могут обеспокоить родителей с первых дней жизни ребенка: повышенный мышечный тонус, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям (свет, шум), плохой сон и т.д. В 3-4 года такой ребенок плохо, невнимательно слушает сказку, не играет в игры, требующие сосредоточить усилия, действия его хаотичны и беспорядочны. Наиболее ярко особенности его поведения проявляются в ситуациях, требующих организованного поведения: например на занятиях и утренниках в детском саду.
Нужна ли такому ребенку медикаментозная помощь? Если его поведение нарушено настолько, что мешает приспособиться к окружающей жизни, препятствует обучению (ребенок не может целенаправленно выполнить даже простейшие задания), если у него нарушен сон, он агрессивен или взрывается всплеском эмоций, целесообразно показать его врачу - вопрос о лекарственной поддержке решит он.
Наиболее часто для лечения подобных состояний применяют препараты, влияющие на обменные процессы в нервной системе и стимулирующие созревание тормозных и регулирующих структур мозга. Не стоит делиться "хорошими рецептами" с приятелями и соседями, даже если вам кажется, что у них такие же проблемы. Нет единого "хорошего рецепта": выбор препарата и дозы сугубо индивидуален.
А вот психологическая и педагогическая помощь необходима в любом случае, и первые для малыша психологи и педагоги - его родители, его близкие, которые постоянно рядом. Поскольку вы понимаете проблемы беспокойного ребенка, постольку вам не будет видеться "злая воля" или "дурной характер" в его - таком утомительном для вас - поведении. Постепенно вы осознаете, что общение с ним надо строить исключительно на любви, терпении и твердой последовательности в своих требованиях.
ЧТО ТАКОЕ "ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРЕБОВАНИЙ"?
Постоянные отказы и запреты расстраивают не одного только ребенка - но и тех, кто с ним общается. Разумные причины, веские аргументы и эстетические ценности, преподносимые, как показывает жизнь, обычно в виде родительских нотаций, недоступны не только беспокойным детям, но и большинству детей вообще. При этом нельзя допустить и вседозволенности - гиперактивные дети нуждаются в четко определенной модели допустимого поведения: их надо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказывать за социально неприемлемые поступки.
Следовательно, надо определить для себя, чего вы хотите от ребенка. Количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
И, строго придерживаясь этих правил, последовательно (то есть доводя до желаемого результата) требуйте того же от ребенка. Проблема "неподчинения" решается гораздо проще, чем кажется: вместо десяти напоминаний помыть руки, заканчивающихся криками и подзатыльниками, стоит (после первого или второго) дружелюбно, но твердо взять ребенка за руку и отвести его к раковине. От этого он не станет несамостоятельным.
Беспокойному ребенку необходимо спокойное окружение, защищенное от чрезмерных внешних раздражителей. Жизнь должна быть регламентирована разумным режимом. Ни в коем случае нельзя подвергать его воздействию очень многих и быстро сменяющих друг друга впечатлений (вспомните, сколько дней он приходит в себя после семейных праздников с большим числом гостей, каждый из которых считал своим долгом потормошить его).
Книги - на полку
Деятельность ребенка нужно организовывать так, чтобы он не бросался от одного дела к другому, не впадал из одного переживания в другое, не занимался "всем подряд". Ему необходимо привыкать к обычаям и традициям своей семьи - это поможет организовать и структурировать собственное поведение. Типичный "камень преткновения" в семьях с гипсрактивными детьми - порядок в их вещах, игрушках, комнате. Кажется невозможным научить их поддерживать хотя бы видимость порядка: игрушки разбросаны по полу, свитер повис на книжной полке, а книжки сгрудились на кровати.
Не отчаивайтесь. Помните, что каждая возвращенная на свое место совместно с ребенком вещь - это шажок к решению его проблем. Только не требуйте от него "всего и сразу". Введите ритуал: "В 8 часов мы убираем, через полчаса ты умываешься, потом смотришь мультик и ложишься, а я тебе читаю сказку". Помогите ему: "Ты складываешь книги на полку, а я - конструктор в коробку". Введите систему поощрения: "Я буду награждать тебя золотой звездочкой, а ты - наклеивать ее на дверь каждый раз, когда ты вовремя и в чистой комнате ляжешь спать. Красная звездочка - когда ты сам не забудешь почистить зубы (сделаешь все уроки, вымоешь за собой посуду и т.п.)".
Обратите внимание ребенка на порядок вещей перед тем, как он начнет какое-либо дело, - надо будет уложить так же. Интересное упражнение для развития внимания к своим действиям у гиперактивного ребенка рекомендует вальдорфская педагогика: "зеркальное" их повторение. "Малышу предлагают идти вперед, топая ногами и (если он может) считая свои шаги. Потом его просят остановиться и сделать в обратном направлении столько же шагов, сколько он уже прошел".
Подобные упражнения имеют много вариантов, направленных на прекращение движения в одну сторону: ребенок обегает, например, полукруг сначала в одном направлении, а затем - в противоположном. Ему можно помочь, если нарисовать мелом на полу нужные формы, в результате чего постепенно "зеркальные" упражнения он будет воспринимать еще и визуально.
Организуя обучение гиперактивного ребенка, надо учесть уровень его способностей - низкий или высокий, а также степень нарушения внимания. Учебная нагрузка должна соответствовать его реальным возможностям, обучение же нужно строить так, чтобы обеспечить успешность всех его действий и достижение поставленных целей.
Возможно, ребенок доставит вам немало хлопот, но старайтесь замечать и радости, которые он принесет, его достижения и успехи. Помните: дети с проявлениями гиперактивности нуждаются в том, чтобы к ним относились так же, как и ко всем остальным детям, понимая при этом их специфические трудности и создавая условия для преодоления этих трудностей.