38fdfac5c531e12e
 0
Пятница
авг 05

Что видит новорожденный младенец

Admin
Admin
Что видит новорожденный младенец
Его так долго ждали. Наверное, и он ждал этой встречи. Крохотный человечек, который только что родился, впервые увидел свою маму. Он смотрел на нее, широко распахнув неожиданно большие глаза, смотрел внимательно, долго и изучающе. И в этом взгляде было что-то такое волшебное, что всем, кто присутствовал при родах, стало немного обидно, ведь этот взгляд адресован не им. Папа с полушутливым отчаянием взывал: "Ну на меня, на меня же посмотри" Младенец, однако, оказался с характером. Он сам прекрасно знал, что ему в этот момент хочется видеть!

История с первым взглядом произошла во время домашних родов. Малыши, появляющиеся на свет в более казенной и нервной обстановке роддома, обычно лишены счастливой возможности начать жизнь так, как им хочется, и любоваться избранным предметом. Может быть, поэтому существует мнение, что новорожденные в первые дни почти не видят. Впрочем, острота зрения младенца действительно равняется лишь половине остроты зрения взрослого. К тому же малышу может мешать яркий свет, ослепляющий после уютного мрака маминого животика (если есть возможность, свет в первый час жизни малыша лучше приглушить). Мир вокруг выглядит странновато, слишком много незнакомого. Но к счастью, у крохи есть надежный и приятный ориентир в этом чужом мире - лица близких людей.

Выбирая между картинками с портретами и абстрактными рисунками, даже малыши, которым лишь несколько минут от роду, задерживают взгляд на реалистичных портретах. Но больше всего младенцев привлекают живые лица. Они движутся и улыбаются!

Уильям и Марта Серз, авторы книги "Ваш ребенок с рождения до двух лет", отмечают, что темноволосые и темноглазые родители имеют больше шансов быть выделенными крохой, ведь ему нужен цветовой контраст. Вот почему ребенок иногда предпочитает смотреть на папу-брюнета, особенно если у того есть усы и борода. Кроха не только любуется, но и запоминает. И если знакомое лицо вдруг сильно изменится (мама поменяет прическу, папа сбреет усы), малыш обязательно заметит эту перемену и тихонечко задумается, отведя глазки в сторону.

Иногда кажется, что грудничок смотрит и не видит. Действительно, обычно малыши месяцев до четырех не могут сосредоточивать взгляд на предмете, так что их глазки "скользят" даже по лицам любимых мам. И тому есть объяснение оказывается, новорожденные видят каждым глазом отдельно (это называется монокулярное зрение) Возможно, именно поэтому малыши намного живее реагируют на предметы, которые могут видеть боковым зрением. Не стоит огорчаться, если крошка отказывается общаться с вами глазами. Тут есть свои маленькие хитрости. Например, груднички гораздо внимательнее изучают предмет, когда он расположен на расстоянии примерно 20-30 см от них. Кстати, это именно то расстояние, которое обычно образуется между лицами мамы и ребенка при кормлении грудью. Еще одна важная деталь в вертикальном положении, то есть на руках, малыш становится более внимательным, чем когда он лежит на спинке. Может, его привлекают новые ракурсы?

В семейном клубе родительского опыта "Рождество" высказывают мнение, основанное на давних наблюдениях многих народов: первые два месяца после рождения - это время адаптации младенца к жизни, и у него предостаточно новых впечатлений. Лучшим развлечением малыша в этот период должно и может стать его общение с мамой и папой, а не игрушки.

Лучшими звуками - звуки тишины и повседневной жизни, происходящей в доме. Все увиденное и услышанное крохой (дверьхлопнула, люстра загорелась, мама что-то уронила и раздался стук) становится материалом для размышлений. Такая тактика способна сильно заострить чувствительность малыша, сделав его более внимательным к окружающему. Позднее, когда у ребенка появятся первые игрушки, они тоже будут "умными", наводящими на размышления о законах мироздания. Взять, например, игрушку с качающимися подвесками или звенящим колокольчиком (такую игрушку-мобиль можно сделать самим - из обмотанных лентой пяльцев, к которым подвешены бумажные гармошки или бубенчики). Почему прыгают гармошки? Потому что мимо кроватки быстро прошел папа. Почему зазвенел колокольчик? Потому что маленькая ручка потянула за идущую к нему ленту. Грудничок пристально следит за "жизнью" игрушки, включая в наблюдение все органы чувств.

Многие специалисты рекомендуют с первых дней жизни предлагать малышу игры, развивающие его эстетическое чувство. Крохе нужны обновляющиеся яркие игрушки и музыка. С каждым занятием-игрой впечатления крохи должны становиться сложнее и богаче. Постепенно ему предстоит понять, в какой занятный и разноцветный мир он попал.

Эмма Пилюгина в своей брошюре "Сенсорные способности малыша" предлагает множество простых и интересных игр и занятий для развития эстетического чувства малышей от рождения до трех лет. Что предлагается детишкам, которым исполнилось 10 дней?

  • Возьмите какой-нибудь яркий предмет и медленно передвигайте его перед взором крохи по горизонтали или вертикали (амплитуда ваших движений не должна быть больше 5-7 см) на высоте 60-70 см от его груди. Оказывается, даже заметить игрушку и взглядом проследить за ее передвижениями для такого крохи уже достижение. Лучше всего для
    первого занятия подходят игрушки диаметром в те же 5-7 см (например, кольца от пирамидки). Интересно, что в солнечный день малышам легче наблюдать за игрушками холодных тонов, а в пасмурный - теплых. Чтобы ваше лицо не отвлекало маленького от созерцания красивого колечка, наденьте игрушку на стержень или просто подальше вытяните руку. Продолжается изысканное развлечение всего минутку или две, но повторяться может несколько раз в день. Впоследствии игры-занятия становятся
    более сложными.
  • Малыш может достаточно внимательно следить за движениями погремушки или колокольчика. Сделайте несложную композицию из соединенных лентами и подвешенных над крохой гирлянд (иногда к верхней гирлянде подвешивается бубенчик). Их можно приводить в движение, дергая за ленточки.
  • Одна из самых забавных игр, показывающая, как мало нужно в детстве для счастья, - наблюдение за перемещениями игрушек. Ребенок лежит на животике, а в метре перед ним ставят две одинаковые игрушки, которые по очереди начинают "расходиться" в стороны. Вы комментируете: "Идет мишка, топ-топ". Юный наблюдатель, завороженно следящий за прогулкой медвежонка, поворачивается вслед за ним: сначала голову, а потом и все тело. Затем начинает движение в сторону второй медвежонок, и малыш снова внимательно следит за каждым его шагом. А после этого медведи по очереди начинают возвращаться к центру. И это нехитрое действие вызывает такой горячий интерес, что крохе опять приходится потренировать внимание и двигательную активность. Между прочим, эта игра достаточно сложна, и предлагать ее нужно лишь тем детишкам, которым уже исполнилось два месяца. Если же со временем заменить медвежат на зайцев, а зайцев на белочек, то такая игра еще долго будет оставаться интересной.

Многие открытия грудничков совершаются совершенно случайно: кроха наталкивается ручкой на подвижную ленту, что-то яркое вверху приходит в движение, и малыш с изумлением начинает рассматривать это. Лучшими игрушками для двухмесячных становятся те, которые можно заставить двигаться и звенеть, дергая за ленточки. Позже малыш начнет брать из ваших рук разноцветные вещицы и рассматривать их, играть с предметами разной формы, каждый день-два к знакомым игрушкам могут добавляться новые, доселе неизвестной конфигурации. Человечек знакомится с разными формами, параллельно учась владеть своими ручками, ведь для захвата квадратных и круглых игрушек ему нужны разные движения. Желание побольше увидеть неизбежно влечет за собой физическую активность кроха начинает учиться ползать, чтобы схватить красивую вещицу или качнуть неваляшку.

Специальные развивающие занятия можно заменить умело подобранными игрушками. Концепция эстетического и духовного развития, основанная именно на игрушках, есть, например, в семейном клубе "Рождество". Инструктор клуба Алена Лебедева объясняет, что в основе этой концепции - бесконечное разнообразие мира и умение заметить красоту даже в неярком, негромком и обычном. В "Рождестве" дорогие покупные игрушки для грудничков заменяют самодельными, и, как ни странно, именно они (набитые шерстью треугольники с пришитыми разными пуговицами; матерчатые шарики, набитые крупой; деревянные некрашеные кольца от штор) кажутся малышам необыкновенно интересным материалом для исследования. Эти игрушки сделаны из очень разных материалов. Например, колокольчики бывают металлическими, глиняными, деревянными, и у каждого свой звон. Можно делать погремушки из скорлупы грецкого ореха, из обшитого тканью спичечного коробка, из киндер-сюрпризного футлярчика или бересты. Материал для разглядывания и ощупывания используется весьма необычный: шнурки с бубенчиками, морские раковины, крупные камни, деревянные и костяные бусы, тряпичные шарики… Все это можно щупать и вертеть, развивая разом все органы чувств и привязанность к неяркой, "неигрушечной" красоте.

Однажды трехмесячному малышу можно надеть на ручку варежку с глазками-пуговичками, а потом вдруг надеть ее наоборот, побудив вертеть ручкой и искать: ну а где же личико? Важно, чтобы материалы, из которых сделаны игрушки, были разными и желательно живыми, натуральными. Почему? Да хотя бы из соображений гигиены. Такие материалы, как дерево и особенно береста, можно считать природными антисептиками (в отличие от пластика, на котором, наоборот, ударно плодятся микробы). У "натуральных" игрушек есть и другие плюсы, например, теплота человеческих рук, которые их создали.

Груднмчки предпочитают контрастные, даже черно-белые предметы. Но это не повод лишать малыша радости общения с сочными, чистыми цветами. Чем красивее окружающие малыша предметы, приятнее их фактура и звуки, которые они издают, тем больше удовольствия доставит крохе познание мира.

  • Если вы решили развивать эстетические чувства ребенка, занятия должны быть систематическими, обязательно приятными и каждый раз оригинальными. Повторяя задания, игру нужно хоть чуть-чуть, но все же менять, чтобы кроха не заучивал нужные действия наизусть, а соображал по честному.
  • Тщательно выбирайте время и место для занятий: малыш должен быть в хорошем настроении и не сонным. Важно следить, чтобы ребенок не устал от слишком ярких впечатлений. Время каждого занятия следует ограничивать, даже игры с гирляндами не должны длиться дольше пяти минут.
  • Не стоит давать крохе для игры больше одной-двух игрушек одновременно, чрезмерное разнообразие распыляет внимание к отдельным игрушкам.
Комментарии (0)

Оставить комментарий