Ежегодно всё больше родителей сталкиваются с понятием «синдром дошкольно-школьной дезадаптации». Для неврологов существует другой термин — минимальные мозговые дисфункции (ММД).
Что такое ММД и СДВГ?
Если говорить кратко, то ММД - это нарушение некоторых функций головного мозга, которое негативно влияет на процессы памяти, мышления и внимания. На сегодняшний день около 40% детей имеют отклонения в развитии нервной системы. Ситуация усугубляется существующей системой образования с отсутствием индивидуального подхода и наличием шаблонности.
В дошкольном периоде ММД почти никак себя не проявляет. Если ребёнку уделяется достаточно внимания в семье, он посещает дошкольное образовательное учреждение или получает систематическое обучение в развивающих центрах, то он ничем не отличается от сверстников. Но при поступлении в школу начинаются основные проблемы.
Одно из проявлений минимальных мозговых дисфункций - СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Он более знаком родителям и звучит не так устрашающе. Так как в основе этого синдрома лежит недостаток внимания у ребёнка и его излишняя подвижность, то очень сложно поставить данный диагноз в дошкольном возрасте - все дети этого возраста легко отвлекаются и не любят сидеть на месте. Только после совместного наблюдения за ребёнком медиков, психологов и педагогов, после проведения необходимых диагностик можно вынести заключение - присутствует СДВГ у ребёнка или нет. Поэтому если у вас просто очень подвижный ребёнок, но при этом у него отличная память, он способен не отвлекаясь заниматься одним делом, то нет причин для паники. Просто любите его, уделяйте достаточно времени, интересуйтесь его жизнью в детском саду и дома, постоянно контактируйте с педагогами сада и психологом и при первых тревожных звоночках обязательно обращайтесь к специалистам.
Признаки ММД и СДВГ
Как же самостоятельно выявить наличие у ребёнка школьного возраста ММД или СДВГ? Вот общие признаки, которые характерны для лёгких отклонений.
- Невнимательность и лёгкая отвлекаемость. Внимание поверхностно, ребёнок постоянно отвлекается на посторонние предметы, не может сконцентрировать внимание, усидеть на месте. Часто делает ошибки из-за небрежности и спешки, не может довести начатое до конца, не организован и забывчив.
- Быстрая умственная утомляемость.
- Снижение объема памяти. Ребёнок оперирует лишь небольшим количеством информации. Трудности с запоминанием, то есть переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.
- Проблемы с самоконтролеми самоуправлением, гиперактивность. На уроках ребёнок встаёт с места, не дожидаясь перемены, всячески расходует энергию попусту (бесцельно прыгает, совершает какие-либо хаотичные движения), может без умолку разговаривать.
Родители зачастую не видят проблемы в ММД и СДВГ. Между тем она нарастает как снежный ком, стоит ребёнку начать обучение в школе. Тогда корректировать проблему будет уже сложно: к ней присоединятся вторичные отклонения в развитии психики и может потребоваться помощь уже психиатра или дефектолога. Поэтому лучше не пускать всё на самотёк, а сразу попытаться решить проблему как можно раньше.
Советы специалиста
Как вести себя с гиперактивным ребёнком?
1.Таким детям нужен индивидуальный подход и обязательное наблюдение со стороны психолога, педагога (лучше, если это будет дефектолог) и врача (невропатолога).
2.Обязательное соблюдение режима дня: разумное, соответствующее возрасту чередование сна, отдыха, время приёма пищи и игр. В дошкольном (в отдельных случаях и младшем школьном возрасте) - дневной сон, который позволит ребёнку отдохнуть физически и психически. Полноценное пяти-шестиразовое питание с достаточным количеством необходимых для роста и развития детей элементов. Обязательные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и занятия спортом.
3.Занятия с ребёнком должны быть построены определённым образом, исходя из вынужденных особенностей поведения детей с СДВГ:
длительность 10-15 минут, затем 5-7-минутный отдых. При потребности двигаться ребёнку должна быть предоставлена такая возможность. Лучше, если свою энергию ученик направит в полезное русло - вымоет доску, польёт цветы и т.д.
4.Ребёнок обязательно должен принимать активное участие в культурной жизни класса, чувствовать себя значимым и незаменимым. Нужно помнить и о необходимости поощрений и похвалы: гиперактивные дети устойчивы к наказаниям и ругани, однако чувствительны к проявлениям благодарности и доброты.
5.Любить его. Родителям необходимо избегать чрезмерной твёрдости, равно как и мягкости в отношении к ребёнку. Надо научиться слушать его и уделять много внимания, что необходимо, конечно, для всех детей.
6.Желательно полностью оградить ребёнка от компьютера и телевизора или свести общение с ними до минимума.
7.Детям с СДВГ необходимы занятия спортом. Пусть художественные и музыкальные кружки подождут до лучших времен, а сейчас самое время помочь ребёнку реализовать себя путём физических занятий, пусть даже не ради побед и медалей.
8.Отдельным пунктом хочется упомянуть о наказаниях: ни о каких физических расправах не может быть и речи (как и для обычных детей). Беседы тоже могут не дать результата, и тогда поможет так называемый холдинг-удержание: скамья штрафников, угол, лишение лакомства, внеочередная уборка жилища, домашний арест и т.д.
Рекомендации для родителей детей подросткового возраста
Наверняка многие не раз сталкивались с так называемыми трудными подростками. Для них характерны инфантилизм (детскость), трудности в общении с родителями и сверстниками, бунтарский дух, незрелое поведение, тяга к алкоголю и наркотикам. Дело в том, что зачастую эти подростки являются результатом невнимательного отношения родителей и учителей, что приводит к плачевным последствиям.
Поэтому вот основные и краткие рекомендации специалистов для родителей детей подросткового возраста:
1.Терпеливо и с пониманием относитесь к подростковому возрасту. Ребёнку и самому сейчас приходится несладко, поэтому временами делайте ему разумные поблажки., всячески показывайте ему, как сильно вы его любите.
2.Интересуйтесь жизнью ребёнка, уделяйте должное внимание его проблемам, желаниям и стремлениям.
3.Станьте другом для своего ребёнка, будьте в курсе его жизни и в нужную минуту сумейте правильно его направить.
4.Знайте, с какими друзьями общается ребёнок и в каких компаниях вращается. Приглашайте его друзей к себе в гости, постарайтесь найти с ними общий язык.
Для того чтобы ребенок правильно развивался и продуктивно учился, сумев в дальнейшем реализовать себя в семье и в профессии, надо внимательно к нему приглядываться и в случае сомнений незамедлительно обращаться к педиатру (он сможет направить вас и вашего ребёнка на консультацию к неврологу) и детскому психологу (в саду, школе,, развивающем центре или городской психологической службе).