МЛАДЕНЕЦ, ПРИШЕДШИЙ В СВЕТ, ОБОЗНАЧАЕТ СВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ГРОМКИМ КРИКОМ - ЭТО ПЕРВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ РЕАКЦИИ КРОХИ.
Первый год жизни специалисты называют предречевым, подготовительным периодом, в котором ребенок проходит этапы гуления (с 1,5 до 2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков), к 1 году формируется активный словарь до 10 слов, повторяющихся, односложных, к 2-м годам в речи появляются простые двухсловные предложения, в 2,5 года ребенок может построить развернутое предложение из 3-4 слов, с 3 до 4 лет оформляется связная речь и активный словарь увеличивается до 1000-1500 слов, используются местоимения, прилагательные, наречия, происходит овладение грамматическими категориями (изменения слов по родам и числам).
Но нам необходимо понимать, что становление речи у малышей всегда происходит по-разному и зависит от множества факторов. Каждый ребенок индивидуален, сравнивать одного с другим не стоит, но необходимо знать, что существуют общепринятые, приблизительные нормы, по которым можно проследить развитие речи своего ребенка. При серьезном отклонении от них следует своевременно обратиться к специалистам, для проведения коррекции и лечения.
Забирая 4-летнего племянника из детского сада, обратила внимание, что многие дети из группы до сих пор плохо разговаривают, пользуются словами-заменителями (например, «мяу-мяу», «бибика», «гав-гав», «ням-ням»), что, несомненно, не могло меня не поразить. Да и наш Костик нередко употребляет вот такие слова-заменители или вовсе лопочет что-то на непонятном «птичьем» языке, а если вдруг мы его не понимаем, очень обижается. Прислушалась и к детям, гуляющим на площадке - та же проблема с речью, внятных слов не услышишь, а сплошное: «Мама, гуль-гуль, ням-ням и бай-бай» Что это? Бич современного общества или поголовная задержка речевого развития у детей? Мамы умиляются, продолжая нежно «сюсюкать» со своими детьми, а стоило бы призадуматься: задержка речевого развития может свидетельствовать не только об отставании в развитии, но и о более серьезных заболеваниях.
Физиологические причины задержки речи:
•проблемы со слухом и зрением;
•недостаточное развитие органов артикуляции;
•поражения головного мозга;
•перенесенные заболевания;
•внутриутробные травмы;
•ДЦП;
•синдром Дауна;
•аутизм;
•гиперактивность;
•осложненная беременность;
•употребление алкоголя и курение во время вынашивания ребенка;
•наследственный фактор.
Социальные факторы задержки речи:
•дефицит внимания. Родители мало общаются с малышами, выполняя все свои действия в тишине;
Физиологические причины задержки речи:
•проблемы со слухом и зрением;
•недостаточное развитие органов артикуляции;
•поражения головного мозга;
•перенесенные заболевания;
•внутриутробные травмы;
•ДЦП;
•синдром Дауна;
•аутизм;
•гиперактивность;
•осложненная беременность;
•употребление алкоголя и курение во время вынашивания ребенка;
•наследственный фактор.
Социальные факторы задержки речи:
•дефицит внимания. Родители мало общаются с малышами, выполняя все свои действия в тишине;
•невнятная речь («сюсюканье»). Дети в определенном возрасте начинают копировать речь;
•гиперопека. Все желания ребенка исполняются мгновенно, поэтому у него нет мотивации начать самостоятельно разговаривать;
•испуг, эмоциональный стресс;
•информационное «замусоривание», постоянное сопровождение деятельности ребенка включенными гаджетами;
•билингвические семьи.
Что делать?
Если Вы проанализировали речь своего малыша и пришли к выводу, что отставание все-таки существует, не пытайтесь проводить самостоятельное лечение. Эта проблема настолько глубока и опасна своими последствиями, что без помощи грамотных специалистов не обойтись. Одно лишь посещение участкового врача не решит проблему. Ребенок с задержкой речевого развития должен быть обследован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда и детского психолога. Очень хорошо, если все доктора будут работать сообща и предложат комплексный подход для коррекции речевого поведения.
Как помочь?
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Но эффективность проводимого лечения и коррекции зависит не только от специалистов, но и от прилагаемых нами усилий. Непосредственное участие роди-телей сыграет положительную роль на уменьшение количества времени проведения лечения и коррекции. Чтобы домашние задания докторов не превратились в рутину, включайтесь в игру.
В помощь Вам:
- пальчиковые игры: отделы головного мозга, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, находятся в непосредственной близости. Моторика развивается у детей раньше, подтягивает за собой речь. Для этого всего лишь нужны игрушки с мелкими деталями, конструкторы, бизиборды, игрушки-шнуровки, мозаики, пазлы, кубики - играйте на здоровье!
- звуковые и музыкальные игры: например, «Угадай, кто говорит» или «Какой инструмент играет?». Такие упражнения не просто корректируют речь, но и развивают внимание и музыкальный слух, умение сосредотачиваться, расширяют память и кругозор;
- игры на зрительное внимание. Используйте разноцветные кубики, полоски, геометрические разноцветные фигуры, карточки с изображениями различных предметов.
Помните, что все занятия должны выполняться систематически и под контролем специалистов, именно они помогут Вам сориентироваться и подобрать нужные в данный момент упражнения. Не затягивайте с обращением за помощью, если вовремя обратиться к компетентным докторам, то к 6 годам Вы забудете о проблеме, Ваш ребенок сможет не только догнать в развитии сверстников, а еще и перегнать их.