
Маяковский - символ новой эпохи, творец стихотворений, которых до него не писал никто. Это был человек удивительного таланта и не менее удивительной судьбы. «Быть Маяковским очень трудно», - писал Корней Чуковский. Если для читателей он - громогласный трибун, то близкие знали, каким он был мягким и ранимым...
МАЯКОВСКИЙ ХУЛИГАН
Образ поэта - блуза свободного покроя с шёлковым шнуром-поясом, широкополая фетровая шляпа и большой атласный бант на шее - вызывал у публики крайне возмущённую реакцию. В России начала XX века одежду жёлтого цвета мужчины не носили, поэтому жёлтая кофта удостаивалась внимания со стороны всех окружающих и даже стала частью многочисленных заметок в прессе. Но Маяковский выбрал этот образ не потому, что хотел выглядеть богемно, а потому, что у него просто не было средств на покупку хорошей одежды. «Костюмов у меня не было никогда, - вспоминал сам поэт. - Были две блузы - гнуснейшего вида. Испытанный способ - украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок ленты. Обвязался. Фурор».

Гнев публики вызывали и выступления поэта. Так Маяковский перед сотнями петербуржцев обругал Байрона, Пушкина и Достоевского и агитировал «сбросить их с парохода современности». Разразился настоящий скандал! Зрители полезли на сцену, чтобы стащить оттуда поэта. Выступление было прервано. После этого случая журналисты в газетах называли Маяковского нахалом и грубияном, но всё равно поэт уже был замечен публикой. Собственно, это море свиста и негодования и было не только ожидаемой, но и желанной реакцией на творчество, этакой «шоковой терапией».
Как-то раз он вышел на эстраду «читать свои вирши публике, собравшейся потешиться им: вышел, засунув руки в карманы штанов, с папиросой, зажатой в углу презрительно искривлённого рта. Он высок ростом, статен и силён на вид, черты его лица резки и крупны, он читает, то усиливая голос до рёва, то лениво бормоча себе под нос:
«Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и тёплый клозет!
Как вам не стыдно
о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!»
А окончив читать, обращается к публике уже с прозаической речью: «Желающие получить в морду благоволят становиться в очередь».
Необычный внешний вид и грубые выходки были непонятны и раздражали. Но Маяковский не был груб, как это казалось многим. Ранние его произведения трагичны, чувственны и нежны. Вспомните хотя бы «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно» или «Хорошее отношение к лошадям»:
«... И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

МАЯКОВСКИЙ И ЧИСТОТА
Современники рассказывали, что поэт всегда носил с собой в кармане пиджака кусок мыла и предпочитал ни с кем не здороваться за руку. Если же это случалось, он старался как можно быстрее вымыть руки, боясь инфекций: его отец умер от заражения крови, и это наложило огромный отпечаток на всю жизнь Маяковского.
Чистоплотность и мнительность Маяковского доходили до болезненности, до откровенного невроза. Он старался не пользоваться общественным транспортом, потому что там пришлось бы прикасаться к поручням, которые трогали другие люди. Поэтому ходил пешком. Любая царапина приводила его в состояние паники - нужно было срочно мазаться йодом. В его доме этажом ниже жил венеролог - и Маяковский боялся трогать перила лестницы, и всех знакомых предупреждал, чтоб они этого не делали. Брал с собой в поездки резиновый таз и купался в нём, установив посреди гостиничного номера. Когда горничная предложила ему искупаться в море (а дело было в Сочи), Маяковский улыбнулся и сказал, что море грязное.
Ося, Лиля Брик и МаяковскийМАЯКОВСКИЙ ВЛЮБЛЁННЫЙ
Пожалуй, нет ни одного поэта, художника или музыканта, чья личная жизнь не становилась бы предметом смакования у большого количества современников и потомков. Владимир Маяковский в этом ряду - фигура особой величины.
Элли ДжонсВ его жизни было много женщин: Мария Денисова, Элли Джонс, которая родила ему дочь, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская...
Маяковский и Вероника ПолонскаяИх имена несправедливо отходят на второй план, выпуская вперёд Лилю Брик. Но ведь именно все вместе они послужили той музой, которая вдохновила поэта на создание прекрасных стихов.
Владимир Маяковский и Лиля БрикПо общепринятой версии, у Маяковского была только одна любовь - Лиля Брик, а все остальные женщины - это лишь попытка избавиться от временами становящихся невыносимыми чувств к ней.

Кто не знает, Лиля Брик, Лилечка, которой Маяковский посвящал стихи и по которой сходил с ума, была замужем, но её это не остановило, и они стали жить втроём - Ося, Лиля Брик и Маяковский. Ситуация для многих неприемлемая, не понятная и для нынешнего времени, а тогда вызывала фурор не меньший, чем жёлтая рубаха поэта. Любила ли Лиля поэта?
Владимир Маяковский и Лиля БрикВ 70-х годах по Москве ходила по рукам рукопись под названием: «Я обвиняю», приписываемая Ярославу Смелякову, и вот что в ней было написано о «любви» Маяковского к Лиле Брик: «Странной до ужаса была эта любовь поэта и все взаимоотношения с обоими Бриками... Много раз спрашивал я об этом родных Маяковского - его мать, сестёр, и всегда получал один и тот же ответ:
- Он был молод, неопытен, честен. Только что пережил несчастную любовь к Марии Денисовой (именно ей посвящена поэма «Облако в штанах»). А тут появилась Лиля Брик. Она была старше летами и опытнее в жизни. Приласкала его, а он за ласку готов был отдать всё. И действительно отдал. А они, Брики, так крепко взяли его в свои руки, что потом, как ни пытался он вырваться, это ему не удавалось. Вполне естественно, что у Маяковского могли появиться новые увлечения, и они, конечно, появились. Лавинская, близко знавшая как Маяковского, так и Бриков, рассказывает: в 1927 году стало известно, что Маяковский собирается жениться на одной девушке и что это очень беспокоит Л. Брик: «...Лилия ходила расстроенная, злая... Она говорила, что он, Маяковский, по существу ей не нужен, он всегда невероятно скучен, исключая время, когда читает стихи. - Но я не могу допустить, чтобы Володя ушёл в какой-то другой дом, да ему самому это не нужно...» Отпустить Маяковского Лиле Брик не позволяло ни женское тщеславие, любовь поэта-гиганта тешила её самолюбие, ни материальная корысть. Маяковский на свои немалые гонорары содержал не только свою мать и сестёр, но и Бриков, привозя им из заграничных гастролей не только мелкие безделушки и одежду. В Париже он купил машину, на которой впоследствии рассекала «муза». Понятно, что упустить его Брики не могли. Именно поэтому она следила за ним даже за границей через сестру и знакомых и как же была потрясена известием о том, что Маяковский встретил в Париже новую любовь и собирается жениться. «Вот теперь ты меня по-настоящему предал», - сказала она, узнав об отношениях с 22-летней Татьяной Яковлевой, одной из самых ярких манекенщиц модного дома Шанель.

Уезжая из Парижа в конце апреля 1929 года, Маяковский весь немалый гонорар за парижские выступления положил в банк на счёт знаменитой во Франции оранжереи с одним единственным условием: еженедельно посылать цветы любимой женщине. Больше они не встречались. Татьяна не захотела ехать в большевистскую Россию, а Маяковского, не без помощи Бриков, за границу не выпускали.

Неожиданно опалившая, но так и не состоявшаяся любовь оставила творцу тайную печаль. Нам - пронзительное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», где есть и такие строчки:
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать по-человечьи...
А ей остались цветы «От Маяковского». Каждую неделю Татьяна Алексеевна получала букет красивых цветов - парижская фирма неукоснительно выполняла условия договора, невзирая на погоду и время года. Через год поэта не стало, но курьеры продолжали работать даже во время Второй мировой войны. В оккупированном немцами Париже Яковлева выжила только потому, что продавала на бульваре свои роскошные букеты. Если каждый цветок был словом «боготворю», то многолетнее признание в любви Маяковского спасло её от голодной смерти.
МАЯК МАЯКОВСКИЙ
«Грядущие люди! Кто вы? Вот-я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души».
В 1901 году, когда Маяковские плыли на пароходе из Батуми в Сухуми, маленький Володя заинтересовался маяком, устройство которого ему пояснили взрослые. Товарищи по гимназии тоже звали его Маяком. Даже спустя много лет, после его трагической гибели, о поэте не забывали, открывая ему памятники, ставя спектакли по его пьесам, а родители читали своим маленьким детям его стихи. Писали, что в 60-х годах наш атлет Юрий Власов, всякий раз подходя к штанге, шептал над ней какую-то молитву. Так, во всяком случае, писали иностранные корреспонденты. Много лет спустя Власов признался, что это была не молитва, а стихи Маяковского:
И я как весну человечества,
Рождённую в трудах и бою,
Пою моё Отечество,
Республику мою!
Похожие новости

Фаина Раневская: «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи»
24-10-2020, 20:06
Мата Хари: сотканная из вымысла
17-10-2020, 12:56
Серж Генсбур и Джейн Биркин: история любви
25-10-2022, 23:38
Тамара Сёмина: про любовь
8-09-2022, 15:25
Анна Ахматова: истинный поэт и истинная женщина
26-10-2020, 22:28