Лембит Ульфсак - кто сейчас в России помнит это имя? Его даже произнести трудно, если до конца честно. Благо от советского детства никуда не денешься, и стоит запеть: «Тридцать три коровы, тридцать три коровы, стих родился новый, как стакан парного молока!», и тут же все вспоминают: «Эй, это же мистер Эй!»
Популярность музыкальной сказки про Мэри Поппинс была такова, что стоило Лембиту зайти в ресторан, музыканты начинали играть мелодии из фильма. Между тем актёр не только не пел в картине, но даже не разговаривал своим голосом, его персонажа от и до озвучил певец Павел Смеян. Как же так получилось, что создать образ дядюшки с вечной гитарой в руках, барда, который отвечал в мюзикле, собственно, за самое главное - за песни, пригласили прибалта, который почти не говорил по-русски? Видимо, в стране 15 союзных республик умели разглядеть талант в каждом независимо от строки «национальность» в паспорте... А ещё сыграл свою роль мистер Счастливый Случай. Он был частым гостем в судьбе Лембита Ульфсака...
Самородок из села
Вот, например, как вам такая случайность: в одной школе в обычном эстонском селе вместе с Ульфсаком учился мальчик, которому тоже было предначертано стать известным в Эстонии актёром, звали его Калью Комиссаров. Он-то, уже будучи профессионалом, и позвал однокашника принять участие в спектакле «Оливер Твист». Лембит никогда не мечтал о театральной карьере, он хотел петь в ансамбле. Однако отказать товарищу не смог, пришёл на «смотрины» и к своему удивлению с ходу получил главную роль. Закулисная атмосфера, разбор текста, общение с режиссёром, примерки костюмов, словом, всё, вплоть до специфического запаха театральных подмостков, очаровало Лембита, взяло его в плен. Он принял решение, определившее всю его дальнейшую жизнь, - быть актёром.
Поначалу казалось, что там сложного? Выучил текст, вышел, рассказал, остальное сделают декорации и свет, которые действуют на зрителей куда больше, чем даже режиссёрский труд, не видимый на первый, а то и на второй неискушённый взгляд. Очень скоро Лембит понял, что «кухня» гораздо сложнее, пришлось взяться за дело всерьёз. Ульфсак поступил на актёрский факультет Таллиннской государственной консерватории, затем устроился на работу в городской молодёжный театр, а чуть позже благополучно перебазировался в Академический театр драмы. Ещё со студенческих времён параллельно с участием в спектаклях он начал сниматься в кино. Дебютировал в «Повести о чекисте» в 1969 году, персонаж достался второстепенный, и молодой актёр чётко осознавал, что просто нарабатывает опыт, «момент славы» ждёт его где-то впереди. Потом был целый ряд таких же проходных ролей и даже парочка главных, Лембит относился к каждому образу одинаково ответственно, даже въедливо.
Золотые годы
То, что называется «проснуться знаменитым», с ним произошло в 1976 году после выхода на суд зрителей кинокартины режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле» по мотивам знаменитого средневекового эпоса о бесстрашном Тиле Уленшпигеле, который боролся за освобождение своего народа от испанского ига. Его невесту сыграла супруга Наумова, молоденькая Наталья Белохвостикова. Да кого там только не было! Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Евгений Евстегнеев, Алла Демидова - цвет советского кинематографа. И наш почти никому не известный герой, который неожиданно для самого себя превзошёл на пробах Александра Абдулова. Поневоле растеряешься среди «звёзд»! Очень помог ему на съёмках Леонов, не только опытный актёр, но и человек добрейший. Кино получилось зрелищное: гонения, доносы, допросы, костры инквизиции. Одни костюмы той эпохи чего стоили! Два полнометражных фильма по две серии в каждом смотрелись на одном дыхании...
Ульфсака полюбили зрители и запомнили помощники режиссёров, его стали активно приглашать в крупные проекты. Конечно, при подборе роли прежде всего отталкивались от фактуры, это нормальная практика. Вот он отважный варяг, его глаза одного цвета с солёным морем, а вот чванливый британец, к его узкому длинному лицу очень идёт чёрный фрак... А после «Мэри Поппинс, до свидания!» его узнавали мальчишки и девчонки всего Советского Союза, а детское кино навсегда вошло в его жизнь. В начале 80-х годов Ялтинский филиал Московской киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького пригласил Ульфсака поработать в международном, советско-польском фильме «Академия пана Кляксы» про мальчика Адама Нескладушку, фантазёра и мечтателя. Нашему герою предназначалась ответственная роль - самого Ханса Кристиана Андерсена. А что, действительно похож!
Но самый большой восторг юные поклонники испытали после выхода на большой экран фильма «Дети капитана Гранта». Роль чудаковатого учёного Жака Паганеля удивительно шла Лембиту. Любознательный, непосредственный, общительный, открытый, способный жизнь отдать за друга - Паганель сам был как ребёнок, и детская аудитория приняла его на ура. Годы спустя Ульфсак вспоминал работу с режиссёром фильма Станиславом Говорухиным как самую интересную, а съёмочную группу как дружную компанию единомышленников. Море, корабль, путешествия - каждый мужчина, будучи по сути подросшим мальчиком, мечтает о таком приключении!
Лембит Ульфсак с дочерью Марией
Муж, отец, дед
Будучи интеллигентными людьми, Ульфсак с Говорухиным сделали вид, будто не помнят, как когда-то давно второй увёл девушку у первого. Главное - съёмочный процесс! Тем более что теперь оба были счастливо женаты...
А ведь в пору первой молодости Лембиту казалось, что семейная идиллия если и существует, то не для него. Он влюбился в танцовщицу кордебалета, женился, родился сын Юхан, но ребёнок не спас брак двух творческих личностей. Лембит тяжело переживал развод. Помог Его Величество случай. Будущую жену он встретил прямо на улице и влюбился с первого взгляда.
Она трудилась в страховой компании, об актёре Ульфсаке не слыхала. Их объединило вовсе не искусство, а любовь и твёрдое намерение создать счастливую семью. Супруги вырастили двух дочерей, старшая Мария стала журналистом, кинокритиком, младшая Йоханна окончила Академию художеств, пишет картины. Лембит был любящим и заботливым отцом и не забывал про сына от первого брака. Юхан - известный в Эстонии режиссёр, продюсер и актёр. Гордый отец успел сыграть в постановке сына в театре. Но ещё больше его радовали не профессиональные успехи его троих детей, а то, что они тоже смогли построить крепкие семьи. Пятеро внуков подарили дедушке Лембиту. Здорово, наверное, было смотреть всем вместе детские фильмы, где он сыграл...
Конец прекрасной эпохи
С 1985 по 1994 год Ульфсак служил в штате киностудии «Таллинфильм», но снимался по всему Советскому Союзу. Времена изменились, кинематограф практически рухнул вместе с великой державой. Многие известные актёры не только остались без работы, но и кардинально пересмотрели былые ценности. То один, то второй любимец публики обескураживали зрителей нелицеприятными выступлениями в адрес не только советской эпохи, но и современной России. Ульфсак сохранил достоинство. Ни одного дурного слова не сорвалось с его уст, наоборот, он был благодарен прошлому. «Сниматься в Москве или Ленинграде - это было большое везение! Кроме того, мне с ранней молодости было очень интересно общаться с русскими актёрами. Русское кино было выдающимся в мировом масштабе!».
Русское кино, в свою очередь, тоже не забыло Лембита Ульфсака. Его регулярно приглашали в Россию на съёмки. Конечно, современные реалии брали своё, и вместо полнометражного кино всё чаще снимали сериалы. В «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского» он сыграл американского писателя, а в «Исаеве» - начальника полиции Эстонии. А однажды случай, хотя нет, товарищество по цеху и признание его безусловного таланта снова привели Ульфсака на съёмочную площадку Говорухина. В его последней режиссёрской картине под названием «Конец прекрасной эпохи» Лембит сыграл главного врача родильного дома Теппе. Эта экранизация рассказов Сергея Довлатова заставила его испытать ностальгию по ушедшим временам. Позднее выяснилось, что подавленное состояние уже немолодого актёра было обусловлено онкологическим заболеванием, которое не диагностировали вовремя. В марте 2017 года Ульфсак ушёл из жизни.