
Том Сойер и Гекльберри Финн, мушкетеры и кардинал, капитан Сорви-голова, дети капитана Гранта, индейцы, два капитана... Жюль Верн, Луи Буссенар, Астрид Лингрен, Каверин, Стивенсон, Кир Булычев... Вы помните? Эти книги учили нас сопереживать, учили дружбе, порядочности, верности, ответственности и смелости... А ваш ребенок читал эти книги?
Увы, современный мир внес свои коррективы, и теперь ребенок скорее напишет в разделе анкеты «любимые книги» что-то вроде «не читаю».
Зато он здорово разбирается в перипетиях социальных сетей, псевдодетских мультфильмах и сериалах. Конечно, мы говорим не обо всех, но тем не менее такова тенденция. «Дети стали мало читать»,- сокрушаются люди более старшего поколения, и мы, воспитанные на романах Дюма и приключенческих книгах Жюля Верна, уже склонны к ним присоединиться.
С чем это связано? Помимо технического прогресса, который призывает подарить ребенку IPad, а не новую книгу, есть вполне понятный постулат: любовь к чтению в эпоху развития информационных технологий нужно прививать, и делать это с самого раннего детства. Давайте попробуем разобраться, как же грамотно познакомить ребенка с огромным миром литературы.
Книга - друг и товарищ
Книга для взрослого - это скорее развлечение, если речь не идет об учебной литературе; книга может нас пугать, вести по лабиринтам детективной истории, веселить, чему-то учить, рассказывать о небывалой любви... Мы выбираем книгу, исходя из своих увлечений, желаний, наклонностей, образа мыслей, настроения. Книга для многих -это скорее отдых, отвлечение от окружающей действительности.
Совсем другое значение имеет книга для ребенка. Помимо того, что ребенок просто слушает историю, он еще активно всесторонне развивается. Во время чтения ребенок познает окружающий мир, знакомится с большим количеством малознакомых и редко употребляемых слов, у него формируются слуховое внимание, воображение, он слушает и в дальнейшем копирует артикуляцию, интонацию и ритм речи взрослого, учится мыслить образно. При этом развиваются память, воображение, мышление, ребенок учится делать первые умозаключения, выводы, он, с помощью взрослого, анализирует поступки героев, их настроение, эмоции, взаимоотношения. А главное, благодаря чтению у ребенка формируется собственная речь. Чтение книг просто необходимо малышу. Правильно подобранная литература, как ничто другое, оказывает огромное влияние на умственное и психическое развитие ребенка, на его морально-нравственное воспитание.
Если ребенок не любит слушать книги, а в более старшем возрасте не любит читать, значит, в раннем детстве взрослые не научили его этому, не сумели заинтересовать.
Неправильно подобранная литература, неправильно прочитанная книга может оказать совсем противоположное действие на ребенка, навредить ему.
В книжных магазинах огромное количество книг, взрослые и дети могут растеряться. Одни книги привлекают яркими картинками, но сюжет их скучен и неинтересен, другие интересны по содержанию, но их эстетический вид, отсутствие иллюстраций не вызывает интереса ни у ребенка, ни у взрослого...
Как же выбрать книгу, с чего начать знакомство с литературой, от чего отталкиваться при выборе новой книги для малыша?
Первые книжки
Первыми книжками для малыша должны стать картинки, предназначением которых является выработка умения фокусировать взгляд.
С двух недель жизни это черно-белые крупные картинки: дети лучше выделяют острые ломаные линии и крупные лица на расстоянии 20 сантиметров от лица.
К двум месяцам малыш начинает различать цвета, а в четыре он уже может различать все цвета.
Картинки для рассматривания должны быть крупные, лучше на картоне и обклеены скотчем или пленкой, так как ребенок может попробовать их на вкус. Можно крупные картинки наклеить на коробку с разных сторон - малыш будет манипулировать с кубиком и разглядывать картинки на нем, а мама называть предметы, изображенные на них.
Позже, когда ребенок научится отвечать на вопрос «ГДЕ?», мама будет спрашивать: «Где машинка? где собачка?» - а малыш показывать пальчиком на уже знакомые предметы.
Таким образом, мы уже научили ребенка концентрировать взгляд на картинке, теперь можно браться и за книжку.
Первые книжки - это книги с толстыми, прочными картонными страницами, лучше ламинированными, с большими иллюстрациями. Картинки - это знакомые ребенку предметы из его повседневной жизни: игрушки, домашние животные, фрукты, изображенные по одному на странице.
В этом возрасте используется так называемый язык мам. Малыш еще не может произнести слова целиком, так как его артикуляционный аппарат слишком несовершенен. Первые согласные звуки -так называемые губные «М», «Б», «П», именно поэтому первые слова малыша «мама», «папа», «баба». Ребенок и говорит их потому, что другие звуки ему еще не произнести, и совсем не значит, что сейчас он понимает, что говорит.
Первые слова, которые он может сам произнести, указывая на картинку в книжке: «би-би», «му-му». Многие не согласны с необходимостью использования языка мам, считают, что малыш должен изначально слышать правильное название предмета. Но произнести эти слова целиком он сможет только через год или два. Ну не молчать же ему до этого момента? Поэтому пока учим таким словам, помогая развиваться артикуляционному аппарату и подготавливая его к более сложным звукам, но не забываем называть этот предмет или объект полностью.
Интонацию голоса ребенок тоже лучше воспринимает на высоких нотах, отсюда это сюсюканье, изменение тембра голоса при разговоре с малышом.
Мы рассуждаем о ребенке раннего возраста, но это не значит, что язык мам нужен и полезен ребенку 3 лет. Все в свое время! Как только вы видите новые успехи малыша, сразу усложняйте речевые задачи, отказываясь от старых привычных форм.
Мы растем
Так как в раннем детстве ребенок активно знакомится с сенсорными эталонами, то в первой «библиотечке» малыша желательны звуковые книги, книги, имеющие вставки из различных материалов, а также книжки-трансформеры, с которыми ребенок может манипулировать и при этом узнавать что-то новое.
Звучащие книги очень нравятся малышам. Хороши книги со звукоподражанием, где ребенок слышит, как мычит корова, как гудит паровоз, как щебечут птицы.
Затем уже можно предложить ребенку и звучащие книги с несложным понятным текстом, лучше стихотворным. Прослушав текст не один раз, он уже начинает запоминать несложное стихотворение и может повторять вместе с книгой. Нравится детям и то, что там различные голоса, это дает разнообразие их слуховому опыту, особенно если книги дома читает только мама.
Книги с вставками из различных материалов помогают детям обогащать тактильный опыт (развитие тактильного восприятия
не менее важно, чем развитие зрительного или слухового). Также ребенок знакомится с такими понятиями, как мягкий, твердый, пушистый, шершавый и т.д. Это важно, ведь ранний возраст - это возраст усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, фактура, размер, вкус и т.д.).
Книжки-трансформеры - это книги, где надо что-то открыть, отодвинуть или прикрепить, чтобы получить правильный ответ. Дети учатся манипулировать с книгой, что развивает моторику рук, а также получают знания об окружающем мире.
Конечно, в раннем детстве рядом с малышом всегда старший помощник, который показывает ему, как обращаться с книгой, как нажать на кнопочку, чтобы появился звук, как этот звук произнести, может подсказать, как выдвинуть спрятанную страничку, сказать, кто изображен на картинке, объяснить, что хвостик у зайчика мягкий и пушистый.
Книги с колыбельными песенками, с потешками просто необходимы детям.
Малышу знакомы потешки и колыбельные напевы с самых первых месяцев жизни, ведь мама качала его и убаюкивала под эти песенки, они мелодичны, просты и понятны. На картинках изображены мамы и малыши - все, как у вас дома. Эти книги вносят уют и покой, а также уже с самых ранних лет знакомят с нашей культурой, ведь придуманы они много лет назад и слова там такие непонятные: люлька, сени, лапти, гудочек... Созданные нашими прабабушками для потехи малых детушек, потешки оказывают большую помощь. Они не только знакомят детей с русским языком, его особенностями, мелодией. Они учат детей говорить первые слова, делать первые шаги, с потешками можно умываться, расчесываться, есть кашку, гулять, танцевать...
Потешки с движениями развивают общую и мелкую моторику малыша, знакомят со значениями глаголов действия: «Полетели-полетели, на головку сели», «Пройди Маша по дорожке, топни Маша ножкой».
Первые сказки
Всем с детства знакомы наши русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». Эти сказки созданы как бы по одной схеме, герои повторяют одни и те же действия, одни и те же слова друг за другом много раз. Сюжет примитивный и, казалось бы, совсем не поучительный и неинтересный. Но это нам, взрослым, может показаться, и то только на первый взгляд.
ЛЗ/jU Повторение одних и тех же слов помогает ребенку развивать память, учит запоминать последовательность появления героев сказки, а также рождает в них чувство стабильности, уверенности в своих знаниях.
Многие малыши приносят одну и ту же книжку маме для прочтения в течение нескольких недель. Мама в недоумении: «Мы же с тобой ее сто раз читали!?» На самом деле ребенок, развитие которого происходит буквально ежеминутно, каждый раз слышит сказку по-новому. Сначала его увлекает просто мелодика речи - песенка Колобка, потом он начинает запоминать и узнавать героев на картинке, на девятый раз прочтения он обнаруживает наличие в сказке, например, печки.
Да-да, у малыша все намного сложнее, чем у нас. Поэтому в возрасте 1 -2 лет не стоит предлагать ребенку большое количество книг с различными сюжетами. Пусть у него будет немного книг с простым сюжетом, но он будет знать их от и до.
Иллюстрации в таких книгах желательны крупные, на весь разворот, хорошо, когда на картинке есть все, о чем говорится в отрывке: дед, бабка, печка, стул, стол. Вы вместе с малышом можете рассмотреть, обговорить все: «Вот видишь, печка. Бабка Колобка в печке испекла, он стал горячим. Ой! Можно обжечься! Поэтому бабка положила его на окошечко остыть». Чем младше ребенок, тем на странице должно быть больше иллюстраций и меньше текста. Рисунок должен быть крупным и конкретным, все по сюжету. Помните, ребенку трудно рассмотреть мелкие детали: яркий фон, обилие пышных растений, насекомых, мелких предметов мешает малышу увидеть героев, сконцентрировать внимание на сюжете прочитанного.
Прекрасной книгой для прочтения самым маленьким, а также для обучения рассказыванию в более старшем возрасте, да и для обучения чтению в школьный период, можно смело назвать книги Владимира Сутеева, где буквально на каждое предложение есть замечательная понятная иллюстрация. Владимир Сутеев сам рисовал иллюстрации к своим занимательным рассказам.
В первых сказках встречаются малопонятные малышам слова. Вначале их можно заменить на более понятные, а позже объяснить их значение. Если вы видите, что ребенок пока с трудом удерживает внимание и сил его хватает только до того момента, когда Колобок встречает Зайца, то на первых порах сократите сюжет сказки, уменьшите количество героев.
В раннем возрасте время концентрации внимания малыша на одной деятельности - 5-7 минут, значит, и чтение должно быть недолгим. Насильственное удерживание у книги может родить в ребенке негативное отношение к чтению.
Украсьте прочтение книги эмоцио-W, нальными красками, дайте каждому герою свой голос, который его от-"личает от других героев и от голоса
автора, добавьте радость или чувство тревоги, если этого требует сюжет. Но все-таки «пугающих» книг, слишком грозного голоса медведя следует взрослым избегать, чтобы не напугать малыша.
Когда ребенок хорошо знаком с произведением, легко пересказывает его, можно купить книгу с той же сказкой, но с более сложными картинками, где не будет изображено всего, о чем говорится в сказке. Ребенок будет опираться на свой прежний опыт, начнет развиваться его образное мышление. В дальнейшем полезно прослушивание сказки без опоры на иллюстрацию. Это может быть рассказ родителей или прослушивание аудиозаписи в исполнении профессиональных артистов, где ребенку дается образец красивой, эмоционально окрашенной, выразительной речи.
Все сказки с малышом хорошо обыграть с помощью настольного театра, пальчикового театра, театра БИ-БА-БО (на руку), небольших игрушек. Малыш начинает сам рассказывать сказку, изображать голоса героев. И уже как более сложный вариант - разыгрывание сказки по ролям с использованием масок. Сходите также в театр по сюжету знакомой сказки.
Мера нужна во всем
Многие родители из тщеславия или незнания начинают слишком рано читать книги не по возрасту, когда у ребенка еще плохо сформировано представление об окружающем мире, он неопытен, его психические процессы не готовы для его восприятия. Малыш под руководством взрослого наизусть выучивает, например, большие отрывки стихотворений о природе, не понимая смысла и половины слов, а потом рассказывает удивленным гостям, на радость папе и маме.
Непонимание прочитанного может угасить интерес к книге, заучиванию и рассказыванию. Все-таки первые книги должны рождать чувство уверенности, стабильности. Психика ребенка еще настолько несовершенна, что не может справиться с большим количеством ин-формации, которая не соответствует ШЁГ' его знаниям, его возрасту.
У детей 3 лет, когда идет очень интенсивное развитие речи, особенно у детей гиперактивных, излишняя информация, слишком большой объем новых знаний может вызвать заикание! Если вы заметили у своего ребенка запинки в речи, нервное моргание, навязчивые движения, значит, пора сбавлять скорость, притормозить, успокоить нервную систему.
Книги не по возрасту могут дать неправильные представления об окружающем, зародить большое количество страхов, сделать ребенка неуверенным и робким.
Известен не один случай, когда малыш, прочитав книгу или посмотрев фильмы, мультфильмы про Карлсона, Бетмана или Спайдермена, выпрыгивал из окна, чтобы совершить подвиг, не подозревая о том, что летать он не умеет. Заканчивалось это плачевно.
Волшебные сказки, где происходит что-то нереальное, волшебное, психологи рекомендуют начинать читать не ранее четырех лет, когда у ребенка уже сложилась базовая система знаний об окружающем мире.
Фантазируйте!
Чтение книг и дальнейшее их рассказывание ребенком можно комбинировать с различными видами деятельности. Про театрализованную деятельность уже было упомянуто. Сказка «Три медведя» может научить считать до трех, познакомить с понятиями «маленький», «средний», «большой» - вот первая математика. Для сказки «Теремок» постройте с вашим малышом большой дом из кубиков, и уже конструктивная деятельность в деле. Очень интересно и полезно придумывать движения к стихам и сказкам. Это развивает воображение, общую и мелкую моторику, помогает лучше понять смысл незнакомых слов, действий.
Когда малыш подрос и может нарисовать героев сказки, сделайте с ним книгу с иллюстрациями, это тоже хороший стимул
к развитию и поддержанию интереса к книге.
Никогда не стоит забывать о том, что книга воспитывает. Она воспитывает не только тем, что взрослый учит бережно относиться к ней, что тоже очень важно, но прежде всего сюжетом. Понять и оценить поступки героев помогает взрослый.
Когда ребенок вышел из раннего возраста, стал понимать не только мелодику речи, но и сюжет, может оценить поступки героев, не забудьте помочь ему разобраться в этом, подскажите, направьте.
Вот, к примеру, есть такая сказка: «Пряничный домик», где девочка и мальчик пришли в лес, увидели пряничный домик медведя и захотели в нем жить. Они всеми правдами и неправдами выселили медведя из домика и
утопили его с помощью лесных помощников. Чему может научить такая книга? Думаю, ни одна мама не хочет, чтобы ее ребенок стал злым и агрессивным. Поэтому внимательно изучайте сюжет незнакомой книги, прежде чем купить ее и прочитать своему ребенку.
Обязательно после прочтения книги задайте малышу вопросы по ней, чтобы вы могли понять, насколько он понял сюжет и поступки героев, чтобы сам ребенок смог сделать выводы, умозаключения. Рассмотрите еще раз иллюстрации, а может, и прочтите второй раз, если ребенок попросит.
Для развития творческого мышления детям постарше полезно и интересно придумывать новый финал, вводить новых героев, изменять линию сюжета уже давно знакомой сказки.
В жизненных ситуациях сравнивайте свои поступки «из жизни» с поступками героев прочитанных книг, это формирует у ребенка умение анализировать, делать логические связки.
Моя знакомая, выбирая книгу для своего маленького сынишки, на мое предложение купить ему классическую, но при этом интересную, поучительную детскую книгу сказала: «Ой, ему это неинтересно, он такое слушать не будет». Опираться на интересы ребенка, конечно, нужно, но все-таки направлять его - задача взрослого, на одних Смешариках далеко не уедешь. Разнообразьте библиотеку своего ребенка, пусть там будут книги не только про машинки и принцесс, но и про непростые взаимоотношения героев, про добрые поступки, про интересные приключения, про жизнь растений, про животный мир, про родной город, про подводный мир, сказки народов мира. Пусть это будут и рассказы и стихи, грустные и веселые, с большим количеством героев и не очень.
Чем разнообразнее и интереснее будет чтение, тем лучше и шире будет кругозор ребенка, его познавательный интерес, желание узнавать новое и в разных областях, тем богаче будет его словарный запас, тем легче ему будет в школе писать изложения, сочинения, делать выводы, отвечая на проблему, поставленную в теме сочинения, тем опытнее он будет во взаимоотношениях со сверстниками, тем ярче и интересней будет его взрослая жизнь.
Интерес к книге во многом зависит и от отношения к книге в семье. Если родителям так же интересно продолжение сюжета сказки, как и ребенку, если они читают малышу ее с неподдельным интересом и уделяют время для чтения своих собственных книг, то и ребенок будет обязательно любить книги.
Современное общество предлагает нам зачастую готовый продукт: фильмы, которые не заставляют задумываться, спектакли, где ничего не остается «за кадром», не заставляет домыслить, дофантазировать.
Правильно выбранная книга может завести нас в неведомый мир, рассказать о несбыточном, поведать сокровенное, сделать нашу жизнь красочной, разноцветной, отличной от той, которую нам навязывают стереотипы общества. Пусть и наши дети растут творческими и свободными, ищут свои пути развития, опираясь на опыт и фантазии, зарожденные в детстве в «Стране Чудес» или на «Острове сокровищ»!
Похожие новости

Как привить ребенку любовь к чтению?
27-03-2021, 08:52
Как приучить ребенка к чтению книг
4-07-2020, 14:23
Скорочтение для детей: плюсы и минусы
15-11-2020, 23:37
Как ребенку привить любовь к чтению
26-07-2020, 16:42
Почему так важно читать вслух детям
15-11-2020, 23:37