38fdfac5c531e12e
 1
Среда
мар 08

Нужен ли логопед взрослому человеку?

Admin
Admin
Нужен ли логопед взрослому человеку?
Многие думают, что логопед для взрослых - это неактуально. И ошибаются! Желание исправить дефекты речи возникает у людей и после 18 лет, и в зрелом возрасте. С какими проблемами сталкиваются взрослые, рассказывает логопед-афазиолог Татьяна Владимировна ЛAПTEBA

- Сложилось мнение, что в последнее время у людей участились речевые проблемы или раньше этому уделяли меньше внимания. Что вы думаете по этому поводу?

- Я не знакома с официальной статистикой, но думаю, что оба мнения по-своему верны. С появлением Интернета логопедия действительно интенсивно развивается: специалисты повышают квалификацию, совершенствуются методики коррекции, привлекаются современные ТСО (технические средства обучения), используются новейшие иностранные технологии. Мы живём в коммуникативный век - век общения. Преобладающее большинство людей -это горожане, которым красивая речь важна для работы, карьерного роста, общения, налаживания личных контактов. Поэтому взрослые люди в последние 20 лет стали внимательнее относиться к своей дикции, артикуляции звуков.

-В сознании большинства людей логопед - это некий репетитор для малышей, который учит правильно говорить. А какие проблемы чаще всего встречаются у взрослых?

-Многие проблемы родом из детства, поэтому такие же, как и у детей. Например, логопеды, работающие в системе образования (в театральных институтах, колледжах культуры), встречают банальное нарушение звукопроизношения, не исправленное в детстве. Вообще дефекты речи, возникшие в детском возрасте, чаще всего без специальной логопедической работы полностью и не исправляются. Логопеды системы здравоохранения, работающие в поликлиниках или неврологических отделениях больниц, коим являюсь и я, занимаются восстановлением речи, голоса и глотания у пациентов после инсультов или черепно-мозговых травм. К сожалению, учащаются случаи инсультов в молодом возрасте, поэтому сейчас распространены такие патологии, какафазия (локальное отсутствие уже сформированной речи), дизартрия (нарушение произношения), дисфагия (нарушение акта глотания). Также у взрослых нередки случаи заикания,которое часто отягощается возникшими в результате этого психологическими трудностями.

-А когда проще исправить речевые проблемы - в детстве или более осознанном возрасте?

-Научить чистому звукопроизношению лучше всего в дошкольном возрасте. В это время человеку ещё присуща высокая пластичность мозга. Но поставить правильное произношение взрослому тоже можно. Это даже в какой-то степени легче, чем работать с ребёнком. Однако автоматизировать потом звук в речи непросто. Ведь с годами выработался другой навык. А,впрочем,если у вас есть веский стимул,сильная воля и вы способны постоянно себя контролировать, то всё возможно.

-Мы немного коснулись заикания. Всегда ли испуг становится причиной данной проблемы ?

-Причины этого нарушения очень разнообразны, и однозначно дать ответ крайне тяжело. Существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сбой; сильный испуг, угрозы, издевательства, неблагоприятная обстановка в семье, большое количество образовательных кружков и секций, слабое здоровье - практически всегда заикание родом из детства. Исключение составляет контузия головы (сильная травма), например, вследствие боевых действий или в результате аварии, когда человек получает неврологическое нарушение во взрослом возрасте и сталкивается с невозможностью правильно говорить. Причиной могут стать и инфекционные заболевания различного происхождения, вызывающие органические поражения структуры головного мозга. В любом случае, обнаружив у себя заикание, очень важно знать, куда и к кому обратиться. Лечение такого расстройства требует много времени и терпения, а также скоординированной работы нескольких специалистов (невролога, логопеда, психиатра или психотерапевта). Однако при выраженной мотивации и силе воли (в этом взрослые выигрывают у детей) всё получается.

-Можно ли помочь человеку, перенёсшему инсульт, полностью восстановить речь ?

-Работу после инсульта необходимо начинать как можно раньше, если, конечно, состояние пациента позволяет. В неврологическом отделении, где я работаю, занятия начинаются уже в первые дни после инсульта, ещё в блоке интенсивной терапии, обязательно под наблюдением врачей. Однако несмотря на усилия специалистов результат восстановления речи предсказать трудно, ведь он зависит от множества факторов и иногда затягивается на длительное время - от нескольких месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда речь восстанавливается практически полностью! Так что нужно надеяться и работать.

-А анатомические особенности человека влияют на речь?

-Конечно. Отразиться на звуко-произношении человека могут дефекты строения органов артикуляции. Для этого нарушения в логопедии есть специальное название -механическая (органическая) дис-лалия. Частой причиной становится укороченная подъязычная связка («уздечка»). При этом затруднены движения языка, поскольку слишком короткая уздечка не даёт ему возможности высоко подниматься (на так называемые «верхние» звуки). Бывает, что язык слишком большой, неповоротливый или, наоборот, слишком узкий, маленький, что тоже затрудняет правильную артикуляцию. На произношение звуков влияют также и дефекты строения челюстей и зубов: верхняя челюсть может сильно выступать над нижней, нижняя челюсть выступать вперёд или между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании может оставаться промежуток. Отсутствие верхних зубов на произношение звуков сильно не влияет, чего не скажешь про отсутствие нижних. Причиной нарушения звукопроизношения является и неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое) нёбо или, наоборот, низкое, плоское. Более тяжёлое нарушение - расщепление твёрдого нёба, губы вызывают не только нарушение звукопроизношения, но и голоса. Он приобретает так называемый «носовой» оттенок. В этих случаях следует сначала посетить ортодонта,
сейчас исправление дефектов челюстей и зубов делается в любом возрасте. После их коррекции можно будет приступать к занятиям с логопедом.

- Существуют у логопедов чётко отработанные методы лечения речевых расстройств ? Или это всегда индивидуальная работа?

-И то и другое. Методы коррекции речевых нарушений, конечно, есть, они очень разнообразны и зависят от ситуации. Однако мы всегда смотрим на конкретную проблему конкретного человека. И тут на помощь приходят врачи-неврологи, психологи и иногда психиатры. Ведь для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление этиологии (причин), симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. От этого зависит и подбор методики.

-Всегда нужно обращаться к специалисту или можно самостоятельно преодолеть речевые проблемы ? Есть ли какие-то универсальные упражнения ?

-Здесь нельзя сказать однозначно. Если у вас серьёзные проблемы с речью - по одним книгам и видео речь не исправить. Нужны знания и иногда специальное оборудование (зонды) или логопедический массаж. Бывает, достаточно привлечь внимание человека к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Конечно,взрослый человек может попробовать всё сделать сам, но если несмотря на усилия в течение месяца занятий ничего не получается, рекомендую обратиться к логопеду. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить неправильное произношение.

-В завершение беседы несколько напутственных слов. Почему, на ваш взгляд, важно и нужно красиво и правильно говорить?

-По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения, национальность, степень образованности, а главное - уровень воспитанности и культуры. Поэтому не стесняйтесь заниматься своей речью!

Логопеды системы здравоохранения, работающие в поликлиниках или неврологических отделениях больниц, занимаются восстановлением речи, голоса и глотания у пациентов после инсультов или черепно-мозговых травм.

Работу после инсульта необходимо начинать как можно раньше, желательно уже в первые дни после инсульта, ещё в блоке интенсивной терапии, обязательно под наблюдением врачей. Однако несмотря на усилия специалистов результат восстановления речи предсказать трудно, ведь он зависит от множества факторов и иногда затягивается на длительное время - от нескольких месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда речь восстанавливается практически полностью! Так что нужно надеяться и работать.
Комментарии (0)

Оставить комментарий