38fdfac5c531e12e
 0
Воскресенье
янв 15

Как школа влияет на здоровье ребенка. Профилактика заболеваний у школьника

Admin
Admin
Как школа влияет на здоровье ребенка
Школьная пора - серьёзный этап в жизни ребёнка. Юный школьник получает новые знания, активно посещает кружки и секции, расширяет свой кругозор. Но вместе с тем познавательный период несёт и ряд неприятностей. По данным соцразвития, именно в этот период начинают формироваться хронические недуги. Почему такое происходит? Попробуем разобраться.

Причина 1 ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ


Более 20 лет назад Алла Пугачёва пела в известном хите: «...много задавать стали почему-то - нынче пятый класс хуже института». Уже тогда трудно было это оспорить, но проблема в наши дни не только сохранилась, но и усугубилась: в школе появились новые предметы, а объёмы прежних программ практически не были сокращены, фактически произошло их уплотнение. С самых первых дней учёбы у малышей бывает по 5-6 уроков по 45 минут. На выполнение домашних заданий в младшей и основной школе уходит не менее 1,5 часа, а иногда и весь вечер. Прибавьте к этому многочисленные кружки и секции. Вот и получается, что у школьников нет возможности нормально отдыхать, бывать на свежем воздухе.

ПОСЛЕДСТВИЯ 
Это приводит к синдрому хронической усталости, плохой успеваемости, близорукости, астигматизму вследствие нагрузки на зрительные органы.

ПРОФИЛАКТИКА
Составьте чёткий режим дня, как бы ни был загружен ребёнок после школы, в течение часа он должен поесть и отдохнуть (погулять на улице, поиграть с домашними питомцами, порисовать). Не стоит записывать кроху во всевозможные кружки и секции. Конечно, вначале ребёнок будет хвататься за всё, он ещё не понимает, насколько тяжело совмещать. Однако это чревато синдромом выгорания и отсутствием желания заниматься вообще. Выберите 1-2 секции, которые ребёнку больше всего по нраву. Пусть он втянется в учебный процесс. А чтобы сохранить здоровье детских глаз, регулярно делайте с ним зрительную гимнастику. Поставьте на столе настольную лампу таким образом, чтобы свет падал слева. Объясняйте ребёнку, что расстояние между глазами и книгой должно быть не менее 40 см.
За компьютером рекомендуется детям проводить около получаса в день.

Причина 2 ТЕСНЫЙ КОНТАКТ


Школа - общественное место с большим количеством детей. Ограничить или минимизировать контакт детей друге другом невозможно, да и не нужно, ведь дети учатся общаться и осознанно выбирать себе друзей по интересам. К тому же душные классы и коридоры в холодную пору редко проветриваются, а это создаёт оптимальную среду для распространения вирусов и бактерий.

ПОСЛЕДСТВИЯ
Неудивительно, что с началом школьной поры дети приносят не только дневник с оценками, но и частые респираторные заболевания.

ПРОФИЛАКТИКА
Для сохранения здоровья принимайте профилактические меры. Утром предлагайте отвар шиповника с мёдом, морсы с малиной и клюквой, смазывайте ноздри оксолиновой мазью. Положите школьнику в рюкзак антибактериальные салфетки, чтобы он мог вытереть руки. Объясните, что не нужно трогать лицо и нос грязными руками. По приходу из школы приучайте мыть руки с мылом и промывать нос соляным раствором. В холодное время года давайте ученику больше овощей и фруктов. Следите чтобы ребёнок гулял на свежем воздухе хотя бы час в день, не кутайте его. И не водите в школу с симптомами недомогания. Ребёнок должен лечиться и восстанавливать силы, а не заражать других детей.

Причина 3 ГИПОДИНАМИЯ


В среднем общее время занятий, включая продолжительность уроков, факультативов и выполнение домашней работы, составляет более 10 часов. После школы многие дети вместо того, чтобы идти гулять, проводят за компьютером ил перед телевизором. Таким образом, тело школьника находится без движения почти половину суток - как минимум 11 часов. Плюс свою негативную роль играют неправильное сидение за партой в школе и за письменным столом дома.

ПОСЛЕДСТВИЯ
Ребёнок рискует набрать лишний вес. Эта проблема бич современной школы. Также у ребёнка могут появиться такие недуги, как сколиоз, лордоз, кифоз, асимметрия лопаток. 

ПРОФИЛАКТИКА
Домашнее задание ребёнок должен выполнять только за столом. Дабы не сформировалась неправильная осанка, при сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина - иметь опору. Следите, чтобы ребёнок не горбился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал живот вперёд. Такие правила должны прочно войти в привычку школьника. Учитывайте, что наряду с пассивными секциями (рисование, пение) ребёнку нужно посещать активные, которые развивают физику. На перемене малыш не должен оставаться за партой, обязательно нужно размяться: попрыгать, побегать, сделать лёгкую гимнастику. А дома ограничьте время просмотра телевизора и занятий у компьютера до получаса в день.

СТРЕСС ПРОВОКАТОР БОЛЕЗНИ
Нередко дети, даже сами не осознавая, испытывают в школе переживания и волнения. Ребёнок постоянно торопится: ждёт окончания уроков, выходных, каникул. Всё это приводит к хроническому эмоциональному перенапряжению. Из-за этого снижается иммунитет, начинают «цепляться» респираторные заболевания. 

Совет: помогайте выполнять домашнее задание, объясняйте, направляйте, проверяйте. Приучите кроху ложиться и вставать в одно и то же время, рюкзак и школьную форму готовьте вечером. Приходите в школу раньше, чтобы не бежать в класс. Такие нехитрые рекомендации сведут на нет лишние волнения и суету.


Причина 4 БЫСТРАЯ ЕДА


Многие дети утром отказываются завтракать. Ближе к обеду они успевают проголодаться, но идут не в столовую, а в буфет - любимое место всех школьников. Там покупают то, что захочется, ведь рядом нет родителей. Зачастую это отнюдь не полезная еда: чипсы, батончики, сухарики, хотдоги, бутерброды.

ПОСЛЕДСТВИЯ
Такая еда провоцирует воспаление в желудочно-кишечном тракте (гастрит), ведёт к увеличению веса.

ПРОФИЛАКТИКА 
Дети, испытывающие значительную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, обязательно должны хорошо завтракать. Это важно и для полноценной работы мозга, и для здоровья желудочно-кишечного тракта. Овсянка, гречка с молоком, омлет - всё это послужит хорошим началом школьного дня. Чтобы ребёнок не тянулся к буфету, давайте с собой полезный перекус (йогурт, банан, яблоко). И, конечно, школьник должен получать горячее блюдо либо в школьной столовой, либо дома, если учится в первую смену.
 
Также ваш семилетка должен знать, что быстрая еда вредна. Не надо сюсюкать, говорите с ребёнком честно, можете показать ему в Интернете научно-популярный фильм о вреде бургеров, чипсов, газировки, акцентируйте его внимание на важных моментах. В конце скажите, что вы доверяете ему, считаете взрослым и смышлёным. Это поможет привить малышу навыки здорового питания.

ДИНАМИЧНЫЕ ПАУЗЫ, ПРОФИЛАКТИКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ


Необходимы для укрепления детского организма и сохранения здоровья. Проводятся во время уроков, занимают от 2 до 5 минут. Понятно, что в школе вы не сможете проконтролировать выполнение упражнений, поэтому время от времени занимайтесь с ребёнком дома, в перерывах между домашним заданием и посещением секций. Ему обязательно понравится.    

Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали.
Глазки у ребят устали (поморгать глазами).
Посмотрите все в окно (посмотреть влево - вправо).
Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками).
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдём (посмотреть по дуге вверх вправо и вверх влево).
Вправо, влево повернём, а потом скатимся вниз (посмотреть вниз). 
Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).


«Буратино» - своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты головы вправо - влево, носом «нарисовать» морковку.
«Дерево» - наклоны вперёд-назад, носом «нарисовать» дерево.
«Круг». Представить большой круг. Обвести его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой.
«Квадрат». Представить квадрат. Перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

СТРЯХНУТЬ ВОДУ


Сначала крепко сжимать кулачки, из последних оставшихся сил напрягая мышцы, а потом на протяжении десяти секунд кистями согнутых в локтях рук трясти, словно это тряпочки, стараясь избавиться от капель воды. 
Цель упражнений: снять напряжение плеч и кистей рук после усердных письменных работ. Делать не менее пяти раз.

ВЫЖАТЬ ЛИМОН


Нужно представить, что в руке лежит половинка лимона, из которого для вкусного фруктового коктейля нужно выдавить весь сок. Медленно сжимать «руку с лимоном», стараясь не оставить ни одной капли ценного витамина С, а потом бросить пустую кожуру и расслабить кисть руки. Всего несколько минут данных упражнений - и ребёнок готов вступить в бой, грызя гранит науки.
Комментарии (0)

Оставить комментарий