38fdfac5c531e12e
 0
Суббота
июл 23

Ребёнок и пространство

Admin
Admin
Ребёнок и пространство
Взрослым трудно даже представить, что малыш, который еще лежит в кроватке или коляске, уже испытывает самые разнообразные ощущения - осязательные, зрительные, слуховые, помогающие ему воспринимать окружающий мир.

Новый, неизведанный мир


Развитие первых пространственных представлений у детей условно можно разделить на три этапа. По мере того, как расширяется поле активной деятельности ребенка. меняется уровень его ориентирования в окружающем мире. Вначале ребенок видит мамино лицо почти всегда в горизонтальном положении. Во время кормления она находится сбоку от него. Однако с самого рождения малыш приобретает и личный моторный опыт движений: он следит за взрослыми глазами, слегка поворачивает голову, сучит ножками или ручками. В этот период малыш опирается исключительно на собственные практические действия и ориентируется, двигаясь в ту или иную сторону, изменяя положение корпуса, головы, рук и контролируя все эти движения зрением. Речь пока не играет решающей роли.

Не опоздайте со временем первой экскурсии! Пусть на ваших руках малыш совершит путешествие по комнате, а вы расскажете ему обо всем, что вам встретится на пути.

Выделите голосом те слова, которые указывают на положение того или иного предмета по отношению к другим, на расстояние до какой-нибудь игрушки, на величину или размер, на направление движения.

Объясните, что находится перед вами, а что - за, покажите, какая вещь стоит сбоку, что находится над головой малыша, а что внизу - под ним, что выше, а что ниже, какой предмет дальше, а какой ближе, что больше, а что меньше.

Именно с этого начнется для ребенка исследование окружающего мира, а опорными точками для этого будут служить разные предметы, в первую очередь игрушки.

Заметив что-то интересное, малыш сам проявит активность, показывая, что ему хочется приблизиться или дотянуться до интересующего его предмета, пощупать, обследовать его.

Младенец стремится как можно скорее начать самостоятельное изучение окружающего мира, а для этого ему необходимо передвигаться самостоятельно. Спустя некоторое время он уже попытается подползти к любимому мишке, сесть рядом, а потом и дойти до него! Правда, пол, еще мгновение назад находившийся под ногами, может быстро оказаться рядом, а тело опять в горизонтальном положении. Но это не страшно: самостоятельное изменение собственного положения всегда очень нравится малышам.

Только вперед!


На втором этапе ребенок уже воспринимает словесное обозначение направлений движения и пространственных параметров. Новые физические возможности помогают малышу расширить границы осваиваемого пространства.Все мамы знают, насколько важно и полезно читать ребенку детские книги, рассматривать вместе с ним картинки. Но многие ли взрослые помнят о том, что изображенный на странице "плоский" мир отличается от реального - объемного? Внимательные родители сразу придут на помощь малышу и объяснят, что находится за, а что - перед, что - над, а что - под.

К трем годам большинство детей уже имеют конкретные представления о направлениях вперед-назад, вверх-вниз. Это результат их активного моторного опыта - движений рук, головы, всего тела. Осязательные, зрительные и слуховые ощущения, возникающие при передвижении в пространстве, постоянно подкрепляются названиями направлений, услышанными от взрослых. Поэтому многие уже выполняют несложные задания по ориентации в пространстве: шагают, прыгают или наклоняются вперед - назад, поднимают игрушку вверх, опускают вниз и т.д. Но самостоятельно определять эти направления еще трудно: на вопрос, требующий ответа "вперед", "назад", "вверх" или "вниз", дети ограничатся указательными жестами или словами "там", "туда".

Пространственные представления в этот период связаны с движениями. "Куда глазки смотрят, там "вперед", - говорит малыш. Ответить на вопрос о положении других предметов малыши еще не могут.

"Где правая, где левая?"


Для третьего этапа характерны более обобщенные представления о пространстве. Ребенок уже способен определять направления не только относительно самого себя, но и относительно других лиц и предметов.

К 4 - 5 годам в хорошо знакомых условиях многие дети правильно отвечают на вопросы о расположении предметов.
В большинстве случаев они осознают относительность понятий сзади, спереди, вверху, внизу и ориентируются в этих направлениях с позиции другого человека, воображая себя на его месте.

Вправо-влево детям в этом возрасте различить труднее - ведь никаких внешних признаков, которые отличали бы правую руку от левой, нет. К 5 годам дети в практических действиях уже различают свои руки, хотя названия их знают еще нетвердо. Ребенок понимает, что ест и рисует правой рукой, то есть имеет чувственное представление о ней. Однако на вопрос, "где твоя правая рука?", не всегда может ответить сразу. Ему необходимо последовательно воспроизвести все звенья: Держу ложку этой рукой. - Рука, которой держу ложку, - правая.

  • Где твоя правая рука? - Лена, 4 года, неуверенно смотрит на руки.
  • Какой рукой ты держишь ложку?
  • Этой (протягивает правую).
  • Где же твоя правая рука ?
  • Вот она.

В некоторых случаях ребенок должен предварительно выполнить привычные действия правой рукой, чтобы указать на нее правильно.

  • Где твоя правая рука ? Катя, 4 года 5 месяцев, протягивает левую руку.
  • Какой рукой ты рисуешь?
  • Этой (протягивает ту же руку).
  • Попробуй нарисовать кружочек. Катя рисует левой рукой. Не получается. Перекладывает карандаш в правую руку и быстро рисует.
  • Вот (показывает рисунок).
  • Так где же твоя правая рука ?
  • Вот она, а я сказала на ту, - смущенно произносит Катя.

Но даже зная, какая рука правая, а какая - левая, ребенок далеко не сразу правильно может указать соответствующие направления: направо, налево, справа, слева. Дети нередко фиксируют обе руки прямо перед собой, не связывая их названия с соответствующими частями своего тела и сторонами.

Параллельно со словами право и лево ребенок осваивает еще и оценочное "правильно" и "неправильно", которые слышит из уст взрослых. Таким образом, ему приходится учиться различать значения этих двух пар слов. Один 3-летний мальчик говорил "плавильно" и "левильно", оценивая поступки, а девочка того же возраста в похожих случаях употребляла слова "велно" и "левельно". Налицо неразличение пространственного и оценочного значения слов.

В 5-6 лет дети уже умеют определять словами расположение предметов относительно самих себя. Название левого-правого направлений связано у них с собственными движениями, а вправо-влево, справа-слева соединены в их сознании с определенной системой действии: движениями рук, фиксацией их зрением, поворотом корпуса.

Но относительно лица, стоящего напротив, сделать выводы для малышей очень трудно. "И у меня, и у вас - одна правая рука", - "зеркально" показывают дети.

Чтобы избежать ошибки, встаньте напротив ребенка и предложите ему вместе с вами показать правый и левый глаз, правое и левое ухо, правую и левую ногу, обращая внимание на различия.

С возрастом действия по определению положения предметов в пространстве становятся все более экономными, малозаметными. Иногда дети лишь зрительно сопоставляют положение изображения на рисунке со своими руками.

  • С какой стороны нарисован домик? Саша, 5 лет 6 месяцев, смотрит на правую, потом переводит взгляд на левую руку.
  • Вот с этой стороны дом, с левой, - отвечает мальчик.

Такое "примеривание", как правило, необходимо в тех случаях, когда ребенок должен самостоятельно определить словами расположение изображений на картинках. Он лишь поворачивает голову или глаза в нужном направлении.

И напоследок хотелось бы напомнить родителям, что дети одного возраста могут по-разному ориентироваться в пространстве. Это связано с условиями их жизни, воспитания и развития. Решающая роль здесь принадлежит взрослым, которые помогают ребенку освоиться в окружающем мире.
Комментарии (0)

Оставить комментарий