Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы ребёнок не возился со шнурками. А зря!
Слабое развитие мелкой моторики ребёнка затормаживает развитие речи и провоцирует неготовность к письму в школе. И это закономерно: мелкая моторика играет большую роль в развитии детей, навыков их самостоятельности и самообслуживания. Уже доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие его мелкой моторики. По умелости детских ручек можно сделать вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга малыша. Думаю, нет нужды говорить, что необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики, особенно детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дайте потрогать
Маленький ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Детям необходимо всё трогать, гладить и пробовать на вкус. Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки, тряпочки, предметы для исследования (мягкие, твёрдые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), то он получает необходимый стимул для развития. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика (движение всего тела) при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В этом случае помогут ежедневные упражнения и тренировки, направленные на развитие мелкой моторики. Кисти рук приобретут нужную подвижность и гибкость, исчезнет скованность движений рук, ребёнок будет готов к овладению письмом и ручным трудом.
В детском саду
Я работаю воспитателем в детском саду, поэтому развитию мелкой моторики детей своей группы уделяю особое внимание. Так, ежедневно за три-пять минут до обеда мы с детьми играем в пальчиковые игры или делаем пальчиковую гимнастику. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их регулируется в зависимости от уровня развития мелкой моторики детей. Занимаемся регулярно, а не от случая к случаю и это, конечно же, даёт свои положительные результаты. Также подобные игры и упражнения мы советуем и родителям для домашнего общения с детьми.
Кроме того, в играх с пальчиками мы используем народные потешки и песенки: слова текста сопровождаем соответствующими движениями. Поскольку малыши не могут воспринимать быструю речь, то потешки и песенки читаем неторопливо и отчётливо. Запомнив слова, в дальнейшем дети сами начинают проговаривать текст, развивая тем самым память и внимание.
В пользу пальчиковой гимнастики хочу ещё сказать следующее. Многочисленные повторы песенок и потешек, простые, повторяющиеся движения действуют успокаивающе на ребёнка, снимают тревожность и нервозность. А сами игры развивают мышление и воображение детей.
Игры для деткой моторики рук
Кроме специальных пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики положительно влияют всевозможные действия с предметами. Это очень удобно, потому что подобные занятия не требуют особой дополнительной подготовки, материалы для них имеются в каждом доме и это позволяет заниматься ими как в детском саду, так и в семье.
Игры с пуговицами. Из пуговиц разного размера и цвета выложите рисунок (цветок, неваляшку, снеговика, бусы и т.д.) и попросите малыша сделать такой же. В следующий раз пусть он придумает свои варианты рисунков.
Игры с сыпучими материалами.
1.Насыпьте в кружку сухой горох и предложите ребёнку на каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Зашагали ножки: топ - топ - топ,
Прямо по дорожке: топ - топ - топ.
Ну-ка, веселее: топ - топ - топ,
Вот как мы умеем: топ - топ - топ.
Прямо по дорожке: топ - топ - топ.
Ну-ка, веселее: топ - топ - топ,
Вот как мы умеем: топ - топ - топ.
Вариантов выкладывания много: одной рукой, двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
2.Насыпьте горох на блюдце и попросите малыша большим и указательным пальцами взять одну горошину и, удерживая её остальными пальчиками, взять следующую горошину, потом ещё и ещё, пока не насобирается целая горсть. Кстати, это можно делать как одной, так и двумя руками одновременно.
3.На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу и покажите ребёнку, как можно, проведя пальцем по крупе, нарисовать линию. После этого можно уже рисовать и предметы - забор, дождик, волны, буквы и т.д.
4.В ёмкость с высокими бортиками высыпьте любую крупу или горох с бобами и спрячьте в них маленькие предметы или игрушки. Пусть ребёнок запускает в сухой бассейн руку и старается на ощупь определить, что у него в руке.
Игры с пробками. Две пробки от пластиковых бутылок положите на столе резьбой вверх - это будут лыжи. Указательный и средний пальцы вставьте в них, как ноги, и, скользя на крышках, как на лыжах, делайте по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Игры с прищепками
1. Скажите малышу, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона, - это кормушка. Предложите ему помочь рыбкам пообедать: прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей приделывать иголки ежу, вырезанному из картона, лепестки цветку и т.д.
2. Поручите ему помочь вам - пусть развешивает носовые платочки или трусики после стирки и закрепляет их прищепками. И эту работу можно сопровождать стишком:
Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.
Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание пуговиц, бусин, рожек, макарон, сушек и т.п. Кроме того, бусины можно сортировать по размеру, цвету и форме, раскладывая их в разные ёмкости. И не забывайте про мотив - помочь Золушке, покормить маленьких и больших птичек и т.д.
Шнуровки и вкладыши. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Это разовьёт пространственную ориентировку и внимание, сформирует навыки шнуровки.
Упражнение с карандашом. Пусть малыш покатает шестигранный карандаш между ладонями или прокатит его по столу одним, двумя и т.д. пальчиками:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Как вариант - использовать вместо карандаша фломастер, ручку, массажный шарик, грецкий орех и т.д.
Советы родителям
В качестве заключения хочется сказать. Хотите, чтобы малыш был умным и успешным, - не забывайте про развитие мелкой моторики. В этом деле вам помогут:
- развитие навыков самообслуживания: одевание, застёгиваний пуговиц, кнопок, крючков, «молний», шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытьё рук с мылом
- отвинчивание крышек, нанизывание предметов на верёвочку, листание страниц книги, развязывание узлов, вырезание ножницами;
- детское творчество: лепка из пластилина, рисование, аппликация, игры с мозаикой, пазлами, конструкторами и счётными палочками;
- конструирование, собирание пирамидок, матрёшек и игрушек-вкладышей;
- домашние дела: очистка фруктов, открывание замка ключом, игра с телефоном, чистка обуви, вытирание пыли, чистка арахиса;
- складывание из бумаги и салфеток различных форм и фигур, действия с бумагой.