38fdfac5c531e12e
 0
Пятница
фев 23

Нервно-психическое развитие до года

Admin
Admin
Нервно-психическое развитие до года
В первый год врачи проверяют младенцев по многим показателям, и все же некоторым уделяют особое внимание. О росте, весе и объемах грудной клетки мы уже рассказали. Теперь поговорим о второй группе важных параметров - о психике и моторных навыках, то есть о нервно-психическом развитии.


Под психомоторным, оно же нервно-психическое, развитием понимается совершенствование мыслительных и двигательных умений ребенка, приводящее к адекватному взаимодействию с окружающей средой. Наряду с другими показателями, эти факторы являются отражением стадии биологического созревания малыша. В раннем возрасте между нервной и мышечной системами существует более прочная связь, позднее она ослабевает. И важно понимать, что, касаясь крохи, делая с ним массаж, гимнастику, играя, папа и мама развивают не только и не столько мышцы малыша, сколько его нервную систему. Даже простое поглаживание по ладошке дает мощный импульс для развития мозга.

Три уровня


Весь процесс психомоторного развития ребенка до 7 лет можно условно подразделить на три периода:

Моторный длится до 2 лет и предполагает формирование двигательной активности. А толчком для этого становятся безусловные рефлексы. Если они присутствуют в полном объеме, то у младенца развивается общая моторика и ручная умелость.

Интеллектуальный период идет параллельно с моторным и выражается в становлении психики ребенка на основе развития вегетативной нервной системы. В первые два года жизни ребенка особенно активно развиваются нервные рецепторы кожи, слизистых оболочек и опорно-двигательного аппарата. Толчком для действия становится прикосновение. Сигнал поступает в вегетативную нервную систему, откуда идет «указание» мышцам. И так налаживается связь между органами и мозгом. На следующем этапе - с 3 до 6 лет - ведущей силой становятся чувства, и поэтому он называется сенсорным. 

Внимание! На третьем, эмоциональном этапе, продолжающемся с 7 до 10 лет, в игру вступают чувства. Затем наступает период полового созревания и включаются совершенно другие механизмы развития.

Совет врача


При оценке данных психомоторного развития ребенка с помощью таблиц допустимые колебания сроков по любому из подуровней находятся в пределах одного возрастного интервала. Если различия укладываются в два, говорят об отставании или опережении развития, если более двух интервалов - задержке или опережении.

ДЛЯ ПОЛНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УРОВНЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НЕОБХОДИМ АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ ВСЕХ НАВЫКОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ РЕБЕНКОМ. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО РЕБЕНОК ПОЛНОСТЬЮ ОВЛАДЕЛ КОНКРЕТНЫМ УМЕНИЕМ, ЕСЛИ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬ ЕГО С КАКИМ-ЛИБО ДРУГИМ ДЕЙСТВИЕМ.

Первые показатели


Непременным условием правильного развития моторики ребенка является нормальное строение центральной нервной системы и правильное распределение функций между ее частями.

Нервная система участвует во взаимодействии организма с окружающей средой, регулирует все его внутренние процессы, протекающие в организме, и гарантирует их постоянство. Каждый этап эволюции моторики обусловлен развитием определенного отдела нервной системы, что объясняет возможность определения биологической зрелости ребенка по его моторной деятельности.

Развитие моторики начинается рано. Так, уже на 3-й неделе внутриутробного развития формируются мышцы малыша. После появления на свет для каждого возрастного периода характерны свои «вершины». В 1-1,5 месяца ребенок начинает удерживать голову, в 1,5-2 - готов опереться на руки, в 3-4 - переворачиваться со спины на живот, в 7 - садиться, в 8 месяцев вставать на четвереньки и ползти, в 11-12 месяцев ходить. Первым критерием нормального развития мозга новорожденного ребенка является состояние основных врожденных (или безусловных) рефлексов.

Смотрите таблицу I. Врожденные рефлексы. 

Врожденные рефлексыНа фоне врожденных рефлексов формируются приобретенные, осмысленные (или условные), которые многие специалисты называют привычками. Их действительно, трудно отличить друг от друга. Условные рефлексы устанавливаются медленнее: на 2-3-й неделе жизни появляется условный вестибулярный рефлекс на оптимальное положение для кормления грудью и покачивание в кроватке.

Через месяц - на звуковой раздражитель в виде защитного движения век - мигание. Через два месяца - пищевой рефлекс на звуковой раздражитель и условный рефлекс на свет.

Затем начинается ускоренное накопление условных рефлексов, образующихся во всех анализаторах.

Внимание! До 5-6-летнего возраста развитие моторной деятельности гарантировано, поскольку заложено природой.

В дальнейшем в развитии моторики большее значение начинают приобретать условия жизни и тренировка. Интересно отметить, что предельного уровня развития моторики, вероятно, не существует.

Психическое развитие


У психического развития ребенка тоже есть общие закономерности и движущие силы, например, процесс невозможен без человеческого общения. Недостаток общения приводит к отставанию психического развития, которое может стать необратимым (синдром Маугли). Потребность малыша в получении новой информации имеет ряд закономерностей: в частности, развитие психики стимулируют только положительные эмоции, а отрицательные задерживают процесс. Жажда новых впечатлений ненасыща-ема. Освоив очередную порцию информации, карапуз нуждается в новых впечатлениях. Интерес крохи проявляется к решению задачи, а не к ней самой, следовательно, после ее решения интерес пропадает.

Смотрите таблицу II. Оценка психомоторного развития.

Оценка психомоторного развития
ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ ПРОВОДИТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО, НА ВТОРОМ ГОДУ - 1 РАЗ В ТРИ МЕСЯЦА, НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ - 1 РАЗ В ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ, ДАЛЕЕ - 1 РАЗ В ГОД.


Внимание! Допустимые колебания для сроков освоения навыков по любому из подуровней могут быть в пределах одного возрастного интервала. Если различия укладываются в два возрастных интервала, говорят об отставании или опережении развития, если более двух интервалов - о задержке или значительном опережении психомоторного развития.

Цифры и факты


Пик усвоения знаний и развития эмоциональной сферы приходится на 3-4 года, в дальнейшем эта способность быстро снижается.

  • Характер человека также обозначается довольно четко к 3-4 годам.
  • Позже формируется умение управления своими эмоциями и особое значение приобретает воспитание ребенка.
  • Грамотное,постоянно и постепенно усложняющееся общение с ребенком ускоряет его психическое развитие.
  • Дефицит общения вызывает задержку развития сначала психической, а затем и моторной деятельности ребенка.
  • Единственная эмоция новорожденного ребенка - отрицательная, проявляющаяся в виде крика, причем всегда рационального, сигнализирующего о каком-либо неблагополучии и регулирующего поведение матери.
  • Эволюция идет всегда за положительными эмоциями.
  • Для ребенка важно первое впечатление от информации. Его нельзя изменить. Будьте осторожны, вводя в жизнь карапуза любые новшества, занятия, людей, вещи.
Комментарии (0)

Оставить комментарий