«...День за днём, то теряя, то путая след,
Я иду в этот город, которого нет.
Там для меня горит очаг...»
Я иду в этот город, которого нет.
Там для меня горит очаг...»
Мужчины всегда возвращаются - с тренировки, мальчишника, из армии или, не дай бог, тюрьмы. Вернуться на исходники - наша встроенная опция, неумолимый внутренний компас. Наверное, из-за него мы всегда приходим к бывшим женщинам. Ну хорошо, почти всегда.
Когда это случается, во Вселенную или на девичьи форумы летит очередной женский клич: «Девочки, а почему мужчины возвращаются?»
Мне приходилось и возвращаться, и отвечать на этот вопрос. Правильный ответ: потому что. Но вас же он не устроит, поэтому мне снова предстоит нырнуть в глубины мужской психологии.
«Мальчик среднего возраста»
Есть у меня друг Лёха. Байкер, романтик дорог, ветер в волосах и дух свободы - всё бы ничего, но Лёхе глубоко за 30. Иногда он вспоминает эти цифры и хлопает себя по лбу: пора остепениться! Лёха стихийно пускается в отношения с дамой, стремительно устраивает совместное проживание. И какое-то время верит в своё семейное будущее, где они со спутницей уже с сединой, а над кроватью их фото в деревянной рамке. Но максимум через полгода Лёху будоражит свежий ветер - он не зря прилетал. Лёха понимает, что, вероятно, его подменили в роддоме: на самом деле он вольный цыган, рождён кочевать и, может даже, воровать коней. Но можно и просто гонять на байке.
Лёха расстаётся. Драматично, по придуманной причине, обвинив во всём женщину. Уходит в закат, демонстрируя спину с прогрессирующим сколиозом.
...Наглотавшись пыли Дорог и устав от холостяцкого быта, Лёха снова обнаруживает в себе семьянина. Всё вернулось на круги своя, хватит бродяжничать, пора вить гнездо, а лучше сразу явиться на всё готовое. Та-дам! На пороге когда-то покинутой женщины возникает уставший байкер. Иногда ему даже рады, не бьют тапкой с ходу, а сажают на почётное место за столом. Правда, такое случается только при первом возвращении, потому что Лёха - «рецидивист», уйдёт снова, едва ветер странствий пощекочет его ноздри. А женщины не любят эти «маятники»...
Но если серьёзно, многие мужчины навсегда остаются незрелыми мальчиками. Им в тягость ответственность и долгосрочные планы вроде ипотеки. Захотелось свободы - прощай, я пошёл. Захотелось борща - вот он я, здрасьте. И всё легко, всё без задней мысли, короче, детский сад, вторая четверть...
Сравнение не в пользу
Худший из мужских кошмаров -сначала уйти к другой женщине, а потом вернуться к прежней, поджав хвост. Потому что на новом месте мужчину унижали и требовали регулярно стирать свои носки. А бывшая была человеком! Сама клала свежую пару на стульчик. А ещё новая пассия оказалась... обычной. Когда он с ней тайком встречался, она была роковая и с ног до головы в гипюровом белье - выгодный контраст на фоне халата жены. И вот грянул быт, гипюр сменился на флисовые штаны и футболку х/б, секс утратил притягательность, а борщ оказался хуже, чем у бывшей. И вообще - непривычно всё как-то, даже холодильник не по-людски стоит. В мужском сердце поселяются тоска и чувство, что его обманули. Обещали Дисней Ленд, но снова привезли в местный пионерлагерь, только строже и кормёжка плохая. Что он делает? Правильно, идёт откуда пришёл...
«Лучшая»
Этот сценарий самый распространённый. Но вопреки логике не стал водевильным, его научились романтизировать. Например, певец Лепс который год поёт о некой Натали, к которой он вернулся, чтоб сказать «прости». В дороге «целовал он струи многих родников», а также «томился одиночеством вдали». Короче! шлялся где ни попадя, пока не понял, что покинутая однажды Натали - лучшее, что было в его бродяжьей биографии.
А ещё есть шикарный фильм - «Великая красота». Журналист Джеп Гамбарделла много лет назад уехал от юной, возлюбленной - покорить Рим и найти Великую Красоту. Он видел всё или почти всё, даже устал - от людей, пафоса и собственного шикарного костюма. Ему 65 лет, закат близок. Тут-то и накрывает мысль, что Великая Красота всегда была рядом - та девушка, которую он покинул ради столичного лоска... Думаю, Джеп однозначно вернулся бы к ней, но режиссёр мстительно не разрешил.
Итак, поздравляю, девочки: мужчины возвращаются к лучшим женщинам. Жаль, на ожидания уходят годы и десятилетия.
Итак, поздравляю, девочки: мужчины возвращаются к лучшим женщинам. Жаль, на ожидания уходят годы и десятилетия.
«Был неправ. Осознал»
Есть в нашем кругу незадачливый Олег. Надо сказать, везучий: дважды не заразился гриппом во время эпидемии на работе и встретил очень хорошую девушку. Лучше, чем сам Олег, и не только внешне: умную, заботливую, ласковую. Стали жить-поживать. Олег быстро позабыл полуголодное холостячество, привык к пирожкам трёх сортов и ароматизированным полотенцам. А привыкнув, перестал ценить: «Что имеем, не храним». Стал позволять себе лишнее - то выскажется саркастично, то задержится без объяснений, то цветы в день рождения забудет. Она терпела, закусывала губу, вероятно, плакала. Олег не менялся. Тогда девушка сказала, как больно, когда любимый не помнит про букет и день рождения... Олег был неправ, но покажите мне мужчину, который готов признать это. Гордыня обуяла, собрал пожитки и эффектно показал спину в пуховике...
Уже к концу недели свобода стала в тягость. Магазинные пельмени на ужин и обед в кафе вызывали изжогу. Спать одному в постели оказалось холодно и скучно. Да и вообще состояние «один, совсем один» то ещё испытание. Незадачливый Олег вдруг понял, что у свободы есть неприятная изнанка - одиночество. Дальше вообще накатил бред: обида девушки выглядела справедливой, а сам Олег - неблагодарной сволочью. Короче, как в одном девичьем фильме: «Я не замечал тебя, когда ты была рядом. Когда ты ушла, я вижу тебя повсюду»...
Вернулся, конечно. С цветами и тортом. И шампанским. Его приняли: девушке тоже было холодно в пустой кровати.
У этой истории счастливый финал, а в жизни же всё печальнее: мужчина слишком поздно понимает, что создавать нужно вдвоём. И почаще говорить спасибо - за пирожки и грушевый компот. Потому что «не так хорошо быть женатым, как плохо - холостым». Пока не поймёт, так и будет уходить и возвращаться.
«Как тут без папки?»
Говорят, есть на свете люди, которые мгновенно и напрочь забывают бывших избранников - едва захлопнется дверь. Им якобы неинтересно, как живут покинутые, не завели ли котика и где отдыхали летом... Я не верю, что так бывает. Подобно преступникам рано или поздно все возвращаются на место событий -просто не все признаются.
Не надо считать возвращение бывшего чем-то значимым, вероятно, это обычное любопытство. Как написал честный поэт Есенин: «Проходил я мимо, сердцу всё равно, просто захотелось заглянуть в окно...» Ну как старого знакомого проведать, если оказался поблизости.
Жестокий поступок, должен сказать. Жестокий равнодушием и отсутствием ни то чтобы новых намерений, а элементарной бережности - вдруг покинутая любила больше, чем ушедший, вдруг ей до сих пор больно и живёт надежда. На этот счёт у писателя Джонатана Фоера есть хорошая фраза: «Можно простить уход. Но как простить возвращение?»
А бывает, рыцарь тормозит белого коня у порога из иных соображений. Он хочет убедить- ^ ся, что в доме, из которого он гордо ушёл (или выгнали), до А. сих пор любят и ждут. Что он свет в окошке, лучше не бывает... Мужчине хочется просто потешить самолюбие. Гоните его к лешему, а?
Тоже мне рыцарь.
«Могу без тебя. Но не хочу»
Один молодой горячий мужчина страстно любил умницу-красавицу. Хотел жениться. Нарожать детей. Построить дом, посадить сирень и топинамбур. Наверняка так и случилось бы, будь они постарше. Если бы трезвее смотрели на вещи, то не поверили бы досужим слухам. Никто бы не «психанул», не закрылся от общения, не стал бы бегать от серьёзного разговора... Но случилось то, что случилось: чудовищная глупость развела в стороны. На прощание мужчина успел сказать: «Зачем только я тебя встретил...» А дальше - всё, «была тебе любимая, да больше нет...»
Девушку ранили эти слова. Она сама додумала финал: что хуже неё никого нет и её любовь была неправильной, тяжким бременем на шее. Й слава богу, что её не стало... Додумав, девушка разозлилась - на долгие годы. Потому что всё ещё любла...
Мужчине тоже было несладко. Ведь хотелось договорить: она - лучшее, что с ним случилось. И таких больше нет. Она - высочайшая точка отсчёта, никем не заменима. Как ему теперь жить, зная, что Желанная будет стоять перед глазами...
Однажды мужчина решился: надо договорить фразу до конца. Ведь хуже, чем случилось тогда, уже не будет. Он намаялся в одиночестве, переписал сценарий, нашёл ошибки - а лучше так и не встретил, да и не искал особо.
Он пришёл. Она сердилась, говорила отрывисто, была нарочито грубой. Но, услышав правду и слово «прости», а ещё слово «люблю» -расплакалась и обняла. Как мечтала долгое время...
У этой истории тоже счастливый финал. Дело тут вот в чём - во времени и расстоянии. Иногда нам даются чувства не по росту, не по возрасту. Мы ломаем себя, любимую, злимся, кричим отболи, виним всех и всё. И в этой горячке не понимаем, что несмотря на ярость и обиду любовь никуда не делась...
Но если отойти в сторону, прописать карантин на общение, остыть, передумать, повзрослеть -всё можно исправить. Это будет совсем другая история, да и герои другие - здравые, спокойные. Такой сценарий не про страсть: «Я не могу без тебя», он про выбор -«Пробовал, смог, но не хочу без тебя». Это самое долгожданное возвращение.