38fdfac5c531e12e
Милалинк
Авторизация

Синдром третьей четверти

Синдром третьей четверти
Даже железо устает от использования, что уж говорить о детях, преодолевающих бесконечные недели самого длинного в году учебного марафона!

Несколько лет назад НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков инспектировал гимназии и лицеи. По санитарным нормам пятиклассников при пяти учебных днях должно быть не больше 28 уроков, в шестом классе 29, а при шестидневке максимум 32.

На подготовку домашних заданий дети 11-12 лет должны тратить не больше 2,5-3 часов и спать по 9,5-10 часов. На деле же они отсиживают по 8 уроков в школе, еще половину этсго времени проводят над тетрадками дома, причем на сон у них остается гораздо меньше восьми часов. Старшеклассники порой занимаются по 16 часов в сутки, а спят всего по шесть. Неудивительно что учащиеся гимназий и лицеев становятся первыми жертвами синдрома третьей четверти.

Впрочем, и те ребята, у которых учебные нагрузки не столь высоки, тоже страдают в силу того, что им просто не хватает выносливости для преодоления бесконечной вереницы монотонных школьных недель. Тем более что в это время года наблюдается сезонный спад биоритмов детского организма, который ведет к повышенной утомляемости, снижению работоспособности и ослаблению иммунитета. К тому же ребенку элементарно не хватает солнышка, да и дефицит витаминов дает о себе знать. Ученые убеждены, что с ним связан по крайней мере каждый второй симптом школьной усталости. У ребенка стало садиться зрение? Началось обострение хронических заболеваний в частности гастрита или гастродуоденита? Наверняка он входит в число тех 60-70% российских школьников, которые страдают от недостатка провитамина А бета-каротина.

Ну а если ваш школьник не вылезает из простуд или все время находится на грани: горло постоянно побаливает, то и дело возобновляется насморк, похоже, что речь идет о дефиците витамина С (аскорбиновой кислоты) который также наблюдается у 60-70% учащихся? В защитных клетках иммунной системы лейкоцитах уровень этого витамина в тысячу раз выше, чем в окружающих тканях, а когда его содержание падает ребенок начинает подхватывать одну инфекцию за другой.

И это тоже один из характерных признаков синдрома третьей четверти!

КАК СТАТЬ ЭНЕРДЖАЙЗЕРОМ


Научите ребенка приемам, которые помогут ему быстро прогнать усталость. Ощутил упадок сил в школе? Пусть прибегнет к точечному массажу - зажмет мизинец правой руки между большим и указательным пальцами левой, а кончиком большого пальца сильно надавит и интенсивно разомнет среднюю часть мизинца, пока не почувствует прилив бодрости. Если через несколько минут усталость не отступит, массаж нужно периодически повторять в течение урока. Полезно также разминать между подушечками большого и указательного пальцев мочки обоих ушей одновременно. Очень важно, чтобы школьник много двигался физические упражнения заряжают его энергией. Младшим школьникам положено за день преодолевать до 5 км, а ребятам 11-12 лет 7 км пешком, бегом, вприпрыжку, причем 2,5-3 км за ту часть дня, что они находятся в школе. Неудивительно, что они в свободное время носятся, как метеоры! Всячески противодействуйте попыткам администрации ввести чинное хождение на переменах вдоль стеночки лучше пусть организуют для детей подвижные игры в спортзале. Это отличное лекарство от синдрома третьей четверти!

Домашним заданиям конца не видно, а ребенок уже ничего не соображает от усталости? Воспользуйтесь тонизирующими ароматами! Плотно закройте окна и двери, налейте немного воды в аромакурильницу, зажгите под ней специальную свечку, капните в воду несколько капель одного или 2-3 эфирных масел, вызывающих прилив сил: базилика, вербены, левзеи, гвоздики, иланг-иланга, имбиря, иссопа, корицы, ладана, мелиссы, мирта, можжевельника, мяты, нероли, туи, чабреца или шалфея. Первый сеанс 30 минут. Каждый день увеличивайте время на полчаса, доведя до 3 часов этого времени ребенку вполне достаточно на подготовку к завтрашним урокам!

ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ


Если в школе не введена специальная форма, одевайте ребенка поярче: красно-оранжевые оттенки зарядят его бодростью и оптимизмом. А взвинченного, возбужденного и агрессивного школьника нужно наряжать в голубое или зеленое эти краски погружают в спокойствие и безмятежность. Ваше чадо устает от общения с одноклассниками и учителями? Подберите для него вещи в бежевой и светло-коричневой гамме от нее веет теплом, доверием и дружелюбием. По мнению психологов, в таком костюме легче найти общий язык с педагогом и заработать более высокую оценку при ответе у доски. И не позволяйте ребенку изо дня ходить в одних и тех же джинсах и свитере однообразие негативно влияет на самовосприятие и уж точно не добавляет бодрости.

Еще один, не менее важный вопрос привычки питания. Следите, чтобы школьник пил побольше, особенно в течение учебного дня! Дети обычно все это время сидят на сухом пайке перекусывают булочками и бутербродами, а запить еду забывают. Для энергетического обмена это просто катастрофа! Ведь насухую он осуществляться не может. Когда влаги не хватает, нарушается доставка к клеткам биологического топлива кислорода, а организму не удается вымыть из тканей шлаки. Все это тоже затрудняет выработку энергии и не способствует приливу сил у вашего чада.

Помните, что ребенок должен выпивать 2-2,5 л жидкости в день. Имейте в виду: стакан чая или сока не то же самое, что стакан воды! Полнее всего детский организм усваивает ее из минералки без газа и зеленого чая. Другие напитки содержат сахар, кофеин и балластные вещества, которые ухудшают усвоение жидкости, а за счет мочегонного эффекта даже усиливают жажду и обезвоживание. Например, 250 мл зеленого чая эквивалентны 230 мл воды, 250 мл черного или травяного чая 150 мл воды, 250 мл сладкой газировки 150 мл воды, 250 мл кофе - 110 мл воды.

НАПИТОК БОДРОСТИ

Многие родители думают, что если ребенку старшего школьного возраста дать немного кофе, он будет чувствовать себя бодрее. Однако это не совсем так. Поначалу кофеин действительно возбуждает нервные клетки, но почти сразу же истощает их, вытесняя из рецепторов мозга аденозин, который нервная система вырабатывает, чтобы взбодриться и успокоиться. Причем устает не только головной мозг школьника, но и все другие органы!

Кроме того, кофеин учащает дыхание, заставляет сердце биться в усиленном ритме, увеличивает нагрузку на почки, повышая выделение мочи, стимулирует избыточную секрецию желудочного сока. А самое главное регулярное употребление кофеина вызывает привыкание. Поэтому кофе школьнику вообще лучше не предлагать, заменив его на какао. Содержащийся в нем теобромин гораздо мягче действует на нервные клетки, а входящий в его состав магний снимает усталость.

Детям необходимо как можно больше двигаться, таким образом они восполняют недостаток энергии. Пресекайте попытки школьной администрации ввести чинное хождение парами на переменах. Пусть лучше организуют подвижные игры в спортзале!

ОТДЫХ - НА ПОЛЬЗУ!

Не позволяйте своему чаду учить уроки и одновременно слушать плеер, смотреть телевизор или обмениваться электронными сообщениями. Попытка выполнять несколько дел одновременно ведет к колоссальному информационному стрессу, истощающему нервную систему. Попробуйте вводить данные в компьютер через блютуз и сканер, а заодно перекачивать файлы с флешки и из Интернета и при этом набирать текст на клавиатуре. Бедная машина начнет тормозить и подвисать на ровном месте!

Научите школьника фильтровать информацию и вовремя отключаться. Достаточно просто закрыть глаза, чтобы мозг перешел в режим восстановления сил. Делая такие 3-5-минутные паузы по мере необходимости, ваше чадо будет уставать значительно меньше. Ученые установили, что короткий отдых в расслабленной позе может заменить дневной сон в ситуациях, когда загруженному делами ребенку некогда укладываться спать днем.

Ребенок засыпает за учебниками?
Не ругайте его за лень и отсутствие тяги к знаниям. Дефицит солнечного света, редкие прогулки и малоподвижный образ жизни вкупе с серьезными учебными нагрузками приводят к снижению работоспособности и быстрой утомляемости. Позвольте вашему школьнику пару дней отдохнуть.


Узнайте, не переутомился ли ваш ребенок?
  1. Он выглядит вялым, апатичным?
  2. Стал хуже учиться, не может исправить неудовлетворительные оценки?
  3. Отказывается от завтрака перед школой?
  4. Потерял в весе?
  5. Часто жалуется на головную боль?
  6. С трудом засыпает вечером, несмотря на усталость? Беспокойно спит? Пытается прикорнуть днем?
  7. Выглядит рассеянным, подолгу не может сосредоточиться на домашнем задании?
  8. Часто болеет?
  9. Хуже запоминает материал из учебника и стихотворения, которые надо знать наизусть?
  10. Быстро истощается, часто плачет или, напротив, делается чересчур активным, неуправляемым, агрессивным, грубит и огрызается?

От 1 до 3 баллов: легкая степень.
Школьная усталость еще только начинает ощущаться: постарайтесь сразу же пресечь ее! Давайте ребенку поливитаминные комплексы, следите, чтобы он проводил 2-3 часа в день на свежем воздухе и хорошо высыпался. Чувствуете, что ваше чадо истощилось? Устройте ему выходной среди недели: ученику разрешается пропускать до 3 дней подряд без справки от врача по записке от родителей. Это правило введено как раз для таких случаев!

От 4 до 6 баллов: средняя степень.
Оставьте ребенка дома на 3 дня ему необходима передышка! Следите, чтобы обязательно завтракал перед школой: голодное утро усиливает проявления школьной усталости и ведет к гастриту. Дайте ребенку для бодрости свежеотжатый апельсиновый сок, зеленый чай или настой шиповника, готовьте утром каши (они энергоемки) и предлагайте фрукты одно яблоко, банан, два мандарина.

От 7 до 10 баллов: тяжелая степень.
Покажите ребенка педиатру и детскому неврологу! Если не оказать ему помощь сейчас, синдром третьей четверти может послужить основой для формирования невротических реакций, гастрита, дискинезии желчевыводящих путей, нейроциркуляторной дистонии и других заболеваний, а также привести к обострению уже существующей патологии.


Авторизация
лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.3 бесплатно