Психологи проанализировали, чем играли в детстве люди разных профессий. Оказалось, зависимость между любимыми занятиями и будущей специальностью прослеживается четко! А во что играет твой малыш?
Двадцать лет назад японец Масару Ибука издал книгу, которая кардинально изменила подход многих родителей к воспитанию детей: «После трех уже поздно». Скорее всего, ты о ней слышала или даже читала: автор настаивает на том, что маленькие дети обладают грандиозными способностями. То, что взрослые осваивают с трудом, малышам дается мгновенно. Играючи, они могут выучить иностранный язык, овладеть игрой на фортепиано или уже в три года начать читать. Родителям нужно лишь не терять время, а заниматься со способным чадом, потому как этот благословенный период, когда новый материал впитывается, как губка, слишком быстро заканчивается...
Впрочем, не так быстро, как считал Ибука. Даже 14-летний подросток гораздо восприимчивее к новому материалу, чем мы, взрослые. И пусть немало мамочек сегодня считают, что чтение и логические задачи в три года - рано, несомненно другое. Предлагая своему ребенку разносторонние занятия и игры, мы можем развить его способности и помочь определиться с выбором будущей профессии. Ведь каждая игра закладывает практические навыки, которые потом пригодятся во взрослой жизни. Чем же заняться с сыном им дочкой, чтобы это принесло пользу?
Стандартный лист у бумаги формата А4 воспитывает стандартную личность, считает автор книги «После трех уже поздно» японец Масару Ибука. И предлагает давать ребенку огромный лист для рисования - чтобы малыш мог по нему свободно ползать!
Освойте музыкальные инструменты!
В Древней Греции музыке отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор, например, считал, что она способна создавать у человека такую же внутреннюю гармонию, как в космосе. Аристотель настаивал не только на педагогическом, но и на терапевтическом эффекте музыки: слушая ее, человек очищается от тяжелых переживаний... Да что там говорить, еще во времена наших прабабушек ребенку «из хорошей семьи» во что бы то ни стало стремились дать музыкальное образование. Считалось, что музыка стимулирует образное мышление, у воспитывает художественный вкус. Ничего нового для нас в этом нет. Но знала ли ты о том, что музыка помогает обучить детей чтению, письму и математике?
Дело в том, что прекрасные звуки воспринимают оба полушария, каждое из которых отвечает за различные функции. Вот и выходит, что даже прослушивание музыки (не говоря уже о занятиях) повышает показатели вербального и невербального интеллекта, улучшает все вилы памяти, усиливает способность мозга к обучению. Достаточно вспомнить, что да Винчи преподавал пение, а Эйнштейн играл на скрипке, чтобы убедиться: музыкальные занятия формируют гармонично развитую личность.
На практике: Приучать ребенка к классике можно, еще когда он находится в утробе матери, и продолжать развивать музыкальный вкус всю жизнь. Чудесно, если мама играет на каком-то инструменте: малыш с удовольствием будет ее слушать и сам попробует извлечь звуки. Можно вместе освоить ксилофон, дудочку, флейту. Отлично развивают слух, память и ритм музыкальные игры: мама разучивает песенку с определенными движениями, которые повторяет ребенок. В интернете есть множество примеров таких игр. Здорово, если ты любишь петь: пусть песни сопровождают бытовые дела, которыми ты занята.
Кем быть: Музыкантом, артистом, ведущим теле- и радиопрограмм, режиссером, звукорежиссером, педагогом, художником, писателем.
А как же компьютер?
Сегодня, наверное, нет ребенка, который бы не «резался» в электронные игры. С одной стороны, и они приносят пользу,тренируя внимание и память. Так, Управление военно-морских исследований США сообщило, что солдаты, которые до службы были активными геймерами, эффективнее других справляются с задачами и на 10-20 % лучше ориентируются в боевой обстановке. Но, с другой стороны, одно из британских исследований показало, что «любимыми» компьютерные игры назвали айтишники и...рабочие. Депо в том, что бродилки-стрелялки существенно сужают кругозор. Геймер теряет навыки общения с живыми людьми, зато хорошо подчиняется командам.
Складывайте детали конструктора
В пользу этого занятия говорит такой факт: 99 % архитекторов, ставших профессионалами, в детстве любили играть с «Лего»! Складывание фигур из элементов конструктора развивает логическое и образное мышление, мелкую моторику, творческий потенциал. Особенно. если ребенок готов построить что-то по собственному проекту. Уже более тридцати лет в мире развивается направление LEGO Education - методика «Обучение через действие». Дети собираются в группы, где во главе с преподавателем с помощью конструктора придумывают и реализуют разные проекты, начиная от обычных моделей и заканчивая программируемыми роботами.
На практике: Конструктором с удовольствием играют даже полуторагодовалые малыши: только выбирай наборы с крупными деталями. Ребенку постарше предлагай отойти от предложенной схемы и сложить собственную поделку. Кстати, взрослым нравится конструировать не меньше, чем детям! Поиграйте вместе с ребенком в творческую игру: напишите на стикерах названия разных предметов, тяните их по очереди и собирайте модели из конструктора, а второй участник пусть угадывает, что получилось.
Кем быть: Архитектором, программистом, IТ-специалистом, дизайнером (в различных областях), инженером-механиком, инженером-конструктором, радиоэлектронщиком, управленцем.
Рисуйте, лепите, шейте
Все декоративно-прикладные виды деятельности для малыша чрезвычайно полезны уже тем, что развивают правое полушарие мозга и мелкую моторику - а значит, и речь, и интеллект. Творческие занятия стимулируют у крохи и такое важное качество, как креативность. Когда ребенок лепит, рисует или делает аппликации, он создает что-то значимое своими руками и включает всю свою фантазию. Это приучает искать творческий подход и в жизненных ситуациях. Но есть одно условие: не нужно ограничивать воображение малыша полями раскрасок! Не стоит тратить деньги на покупку готовых наборов! Пусть работает с природным материалом - шишками, ракушками, воском, глиной. Пусть изображает то, что хочется ему, а не тебе. Подчеркивай важность самого процесса, а не результата. И знакомь чадо с мировым искусством - это тоже развивает художественный вкус.
На практике: Уже годовалому малышу можно предложить пальчиковые краски и карандаши, 1,5-годовалому - восковые мелки, соленое тесто для лепки. Чем старше ребенок,тем больше креативных занятий открывается перед ним: в два года уже можно под присмотром мамы работать с клеем, в 2,5 - с ножницами. Деток постарше заинтересует оригами, бисероплетение, живопись.
Кем быть: Оформителем, реставратором, скульптором, модельером, стилистом, фотографом, журналистом, дизайнером, пиар-специалистом.
Достаньте настольные игры
Шахматы, шашки, «Монополия» и даже пресловутый «Морской бой» учат стратегическому мышлению и тренируют будущих бизнесменов и политиков. Настольные игры развивают математические и логические способности, заставляют долго концентрировать внимание, запоминать. Но дело не только в этом. Те же шахматы, та же «Монополия» дают то, чему не учат в школе: как теоретические знания применить на практике.
На практике: В настольные игры с удовольствием играют мамы и папы, бабушки и дедушки. Сделайте один вечер в неделю «игровым»: пусть вся семья сразится, например, в «Цивилизацию».
Кем быть: Бизнесменом, политиком, экономистом, бухгалтером, нотариусом, программистом, лингвистом, юристом.
Играйте в куклы
Если всем другим играм ребенок предпочитает «дочки-матери», скорее всего в будущем он будет работать с людьми.
Кажется, учить играть в куклы бессмысленно: имитация поведения взрослых заложена в подсознании ребенка. Но вместо того чтобы поддержать эту незатейливую игру, мы начинаем предлагать крохе ярких Барби с шикарным домом и мужем в придачу. А не лучше ли сварить «суп» из листиков и накормить голодную куклу Машу, запеленать ее, "полечить"? Ведь именно эти простые действия развивают в ребенке желание помочь - основу основ человеческих отношений! В процессе коллективных детских игр в «дочки-матери», «школу», «магазин» тренируются и другие качества: способность понимать настроение окружающих, умение сглаживать конфликты, доброжелательность...
На практике: Не рассказывай ребенку, как делать правильно, а играй вместе с ним. Откажись от покупок пластмассовой утвари для дома и игрушечной мебели: пусть малыш учится играть воображаемыми предметами. Платок может превратиться в платье для принцессы, папина шляпа - в кораблик. Чаще приглашай в дом ровесников, чтобы дети играли вместе.
Кем быть: Воспитателем, учителем, врачом, библиотекарем, журналистом, продавцом, менеджером.
Психолог:
С раннего детства игра для ребенка - основной способ взаимодействия с окружающим миром. Для мальчиков и девочек она имеет такое же значение, как для взрослого работа. Очень важно, чтобы и в школьном возрасте прикладная деятельность занимала достойное место в развитии вашего сына или дочери.
При помощи конструирования, рисования, лепки, вышивания ребенок учится творить, создавать вещи в реальном мире, воплощать в жизнь свои идеи. Если сын или дочка занимаются вместе со сверстниками, то дополнительно учатся общаться, договариваться, брать ответственность за результат, радоваться своим и чужим успехам, сопереживать другу в случае неудачи. Этим ребенок тренирует важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Стоит также помнить и о том, что успехи в реале уводят школьника от необходимости утверждаться и реализовывать себя в виртуальном мире компьютерных игр.