Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал необдуманную покупку. Будь то десятая пара босоножек, перчаток, солнцезащитных очков или более глобальные вещи. Но что делать тем, чья жизнь без ежедневного посещения торговых центров становится серой и безрадостной, то есть людям, которых сегодня называют непривлекательным словом «шопоголик»?
Второе имя
Ониомания, шопомания, шопоголизм, магазинная зависимость - бесконтрольное стремление постоянно что-либо покупать. Все мы иногда становимся шопоголиками, не устояв перед волшебным клатчем или фантастическим болеро. Даже если стоимость вещи сопоставима с авиаперелетом в заокеанские дали и обратно.
Причины шопоголизма
Так что же толкает нас в объятия ярких витрин и призывно манящих торговых центров? Среди основных причин специалисты называют недостаток внимания, одиночество,, чувство опустошенности, депрессию. Их симптомы определить достаточно легко. Гораздо труднее опознать подсознательную тягу к власти и свободе. Такими человеческими слабостями умело пользуются современные шопинг молы и супермаркеты: продавцы приветливы и услужливы, музыка бодрящая, действует «гибкая система скидок». Плюс примерочные кабинки со стройнящими зеркалами и специальной подсветкой, позволяющей почувствовать себя настоящей моделью.
Как же с ним бороться?
Сегодня шопоголикам предлагают целые схемы «лечения». Например:
- планируйте приобретение каждой вещи,
- скидка - не повод для покупки,
- составляйте списки трат,
- помните, что в соседнем торговом центре может найтись вещь еще привлекательнее той, которую вы меряете сейчас. Доля перфекционизма в выборе вечернего платья или туфель не помешает!
- не следует забывать, что даже самые статусные вещи не способны восполнить отсутствие тепла в отношениях, компенсировать недостаток внимания или решить все жизненно важные проблемы.
Альтернатива шопингу
Вместо бесконечного блуждания по магазинам и приобретения совершенно ненужных вещей вы можете:
•посетить спортзал или спа-салон,
•навести порядок в своем ноутбуке,
•сходить с друзьями в кафе, боулинг, на каток,
•навестить тетю или сестру, которые так давно об этом просили,
•наконец, почитать любимый журнал или книгу и получить массу интересной и полезной информации!
Шопоголизм - проблема серьезная, но и решаемая. Не забывайте, что вещи принадлежат нам, а не мы вещам. Они служат нам, а не наоборот. В любом деле необходимо соблюдать меру, даже в таком необыкновенно затягивающем, как шопинг.
Магазинная зависимость в цифрах
•52% англичанок признались, что самое большое удовольствие им доставляет шопинг.
•52% англичанок признались, что самое большое удовольствие им доставляет шопинг.
•60 млн шопоголиков насчитывается в США.
•74% женщин каждую минуту думают о покупке новой вещи.
•150 млн долларов в среднем ежегодно тратят звезды Голливуда на свои гардеробы.
И в романах, и в кино.
Шопоголизм прочно вошел в нашу жизнь и завладел умами тысяч женщин (да и мужчин тоже). «Покупкомания» была удачно описана в романе Эмиля Золя «Дамское счастье», героиня которого разоряла своего мужа походами по магазинам. Или в фильме П. Дж. Хогана «Шопоголик», где речь идет о молодой женщине, помешанной на шопинге и дорогой одежде. И несмотря на то, что книга была написана в 1883 году, а фильм вышел в прокат в 2009, магазинная зависимость все так же разорительна.
Интересные факты:
•Американская Психиатрическая Ассоциация долгое время не признавала ониоманию нарушением здоровья и отказывала ей в статусе «заболевания». Однако после специальных исследований шопоголизм все-таки был признан врачебной проблемой.
•Люди, обращавшиеся к психиатрам по поводу самых разных нарушений, часто получали совет пройтись по магазинам и приобрести симпатичную вещь. В результате они получали своеобразный «пропуск» в мир бутиков и супермаркетов, и к существующим проблемам добавлялся шопоголизм.
•В списке самых известных шопоголиков Голливуда - Кэти Холмс, Бритни Спирс, Виктория Бэкхем, Пэрис Хилтон, Камерон Диаз, Дженнифер Лопез. А ведь они могли бы порадовать своих поклонников новыми фильмами, песнями или фотосессиями вместо многочасовых походов по магазинам!
•Модельер и дизайнер Оскар де ла Рента однажды придумал понятие «жертва моды». И хотя оно актуально и сегодня, с лидирующих позиций его теснит другое -«жертва бутиков».
Автор: Анна Пашкова
Фото: Яндекс Картинки
Журнал Вэлнес 03/2011